«Последние внутриукраинские события показывают появление новых угроз государственности, среди которых на главную роль выходит угроза потеря государственной управляемости», - предупреждает украинский социолог, директор Фонда «Демократические инициативы» И. Бекешкина. С ее мнением знакомит «Биржевой лидер» со ссылкой на сайт «Новое время».
На собранное «Правым сектором» народное вече явилось от 3 до 5 тысяч человек. Зная опыт Майдана, можно сделать вывод, на сколько популярны идеи ПС среди жителей столицы. В масштабах всей Украины, по данным КМИС, на сегодняшний момент ПС мог бы попасть в парламент, если бы выборы проходили сейчас: рейтинг движения – 5,3 процента. После этого вопрос о том, может ли эта политсила диктовать свои условия обществу, становится риторическим. Однако тенденции в связи с деятельностью ПС, по мнению социолога, вызывают тревогу. Мало кто мог себе представить еще недавно, что внутри страны могут происходить кровавые вооруженные конфликты, и стало ясно, что подобное теперь может произойти и в другом регионе. В связи с этим возникает чувство угрозы для всего государства, в частности, опасность потери управляемости страной со стороны государственных институтов, после чего вероятно появление хаоса и махновщины.
С другой стороны, можно понять резкие реакции части населения, у которой заканчивается терпение. Сигналы тревожные, и вероятен рост радикальные настроений, если не начнутся-таки кардинальные изменения, в первую очередь по борьбе с коррупцией. В этом смысле «Правый сектор» не единственная радикальная организация. При этом что в ответ предлагает власть? В Закарпатье начались массовые увольнения, но где же привлеченные к ответственности за контрабанду, где публичные расследования? «Борьба с коррупцией должна вестись радикально, или радикализм будет находить благодатную почву внутри вне государственных структур, и тогда государство будет терять свою власть», - считает Бекешкина.
Что могут предложить «правые силы»?
«Правый сектор» относится к тем активным силам, которые демонстрируют на деле решительность своих намерений. Однако кроме него существуют и другие силы, способные занять в глазах общества место «Робина Гуда», поэтому если ПС не справится с этой ролью, то на его место придут другие. Как правило, наиболее радикальные силы относятся к правым движениям, и у них есть устойчивый круг приверженцев среди населения, с ними они ведут достаточно активную работу, и к выборам на местах позиции их будут укрепляться. Почвы для проведения пропагандистской агитации все еще предостаточно – это российская оккупация, затянувшийся экономический кризис, медленное продвижение реформ, продолжающие функционирование незаконные схемы по контрабанде и коррупции, а также многое другое. Так что факторов, играющих на руку правым силам, достаточно, поэтому они могут рассчитывать на рост поддержки.
Среди прочих отличительных особенностей украинских политсил в последние годы появилась еще одна - это отношение партий к интеграционным процессам. Считается, что центристские движения наиболее настроены на процесс евроинтеграции, левые традиционно против и за продолжение дружбы с Россией, в то же время представители правых движений часто любят говорить об опоре на собственные силы, проповедуют национальный эгоизм и причисляют себя к так называемым евроскептикам. Таким образом, они располагаются в политическом спектре где-то между сторонниками евроинтеграции и теми, кто отдает предпочтение «русскому миру».
Правые движения зачастую опираются в электоральном поле на молодежь, там они черпают и резервы. Стоит признать, что молодежи в целом импонируют такие понятия, как радикализм, нонконформизм, бескомпромиссность, повышенное чувство справедливости, - как раз то, что пропагандируют правые движения. Поэтому, принимая участие в выборах, молодые люди часто ищут персону, которая соответствует их представлениям о решительности, чести и отваге, а в настоящее время и определенные свойства воинственности. На такой запрос и стремятся ответить радикальные движения правого толка, которые существуют или только организовываются. Привлекая в свои ряды новых поклонников, некоторые из них раньше устраивали тренировочные лагеря, предлагая молодым новичкам возможность получить или укрепить физические качества и волю, научить боевым приемам и дать возможность их применить в соревновательном режиме. В связи с последними событиями спектр применения своих умений приобрел еще и реальный характер, что только подогревает интерес у молодежи, привлекая среди нее еще большее внимание.
На это организаторы отвечают усилением идеологической подготовки, тем паче, что примеров героизма как в прошедшей истории, так и в той, что развивается на глазах, предостаточно. Вот только ориентируя своих приверженцев на потенциальных противников, опытные лидеры не ограничиваются оккупантами и предателями украинских интересов, зачастую под прессинг правых движений с применением силы и всех умений попадают «геи» и «лесбиянки», «жиды» и «москали», а также «либералы» и «космополиты». С другой стороны, в ряду ценностей ощущается недостаток реальных знаний, пропаганды самостоятельного суждения, критического отношения к авторитетам. В рядах правых сил, разумеется, есть не только молодежь, но она быстрее всех подвержена идеологической обработке. Чем сложнее складывается ситуация в стране, тем больше повышается спрос на простые решения, поэтому способности правых сил недооценивать нельзя.