На днях президентом Украины Петром Порошенко поручено своим представителям в контактной трехсторонней группе для урегулирования ситуации на территории Донбасса подписать немедленно соглашение про 30-километровую буферную зону вдоль линий соприкосновения противоборствующих сторон. На эту тему 24 июля в «Новом времени» размышляет Алексей Мельник, являющийся содиректором программ мировой безопасности и внешней политики в центре Разумкова.
Какими угрозами чревато введение буферной зоны в Донбассе? С какой стати вдруг положения новых Минских договоренностей будут исполняться, когда предыдущие все нарушались постоянно?
С одной стороны, можно инициативы вроде установления буферной зоны поприветствовать. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что, с другой стороны, есть сильные сомнения в перспективах их реализации.
Когда разговор идет про создание в Донбассе буферной зоны, необходимо принимать во внимание уровень имеющихся у контактной группы полномочий.
Она работает в конфликтной зоне, но не может подписывать договоренности без решений на политическом высшем уровне. Возможно, что людьми с украинской стороны, работающими в рамках данной группы, сделано все необходимое и возможное для достижения желанных соглашений. Ими могут быть улажены всякие детали, однако если не существуют договоренности на высшем государственном уровне, то бессмысленно ставить подписи даже самые под самыми идеальными документами.
Важно осознать, что в данный момент нет каких-либо оснований думать, что Российская Федерация поменяла собственный курс или свои цели и задачи в конфликте на Донбассе. Москва, как и раньше, заинтересована в сохранении различных рычагов для влияния на это противоборство – его деактивации или, наоборот, активизации в любое время. Если бы получилось убедить российские власти отказаться от такой идеи, тогда формирование зоны в 30-километров для отведения видов оружия с большим и меньшим калибром было бы реалистично. И это стало бы первым заметным шагом на дороге к стабилизации, демилитаризации и урегулированию конфликта.
Но существуют большие угрозы – и мы это наблюдали время от времени – что договоренности будут вроде достигнуты, а затем начнутся снова провокации, и украинцы будут вынуждены для собственной защиты ранее отведенные виды вооружения возвращать. Всяческим обстрелам оружием с большим калибром можно эффективно противостоять лищь с соразмерным приблизительно вооружением.
В целом позиционные военные действия, в которые сейчас втянули Украину, очень истощают и деморализуют. Но военными выполняются приказы. Если отойдут они от занимаемых ими позиций, будет эта линия соприкосновения захвачена. И процесс этот может бесконечно длиться.