Российская Федерация взяла курс на «украинизацию» войны. Внедрение российского командного состава на руководящие должности в «армию ЛДНР» свидетельствует о том, что Россия рассматривает возможность вывода своих регулярных войск с востока Украины и потому хочет быть уверена в способности сепаратистов противостоять украинской армии. Такое мнение выразил в своей статье для издания «Зеркало недели» военный эксперт, журналист Юрий Бутусов.
«Таким образом, - отмечает автор, - Российская Федерация полностью повторяет сценарий иных локальных конфликтов, которые она искусственно создавала на территории постсоветских государств». «Армии» Южной Осетии, Приднестровья, Абхазии, - это банды наемников под руководством российских офицеров, под оперативным командованием ФСБ и ВС РФ, усиленные российскими наемниками, которые находятся на полном содержании РФ. Согласно мнению эксперта, курс на уменьшение интенсивности военных действий -не является путем к миру. «Получив отпор в Украине, российский президент решил превратить Донбасс в постоянно тлеющую горячую точку. В Приднестровье действия пророссийских политических сил и война привели к де-факто молчаливому признанию молдавским руководством оккупации их земель и партнерским отношениям с лидерами Приднестровья. В Осетии и Абхазии Российская Федерация спровоцировала масштабную войну и вторжение с целью создать условия для того, чтобы свергнуть антипутинское правительство», - пишет журналист.
Согласно его мнению, снижение накала военных действий для Российской Федерации выгодно не менее, нежели для украинской власти перед выборами. «Дело в том, - подчеркивает Бутусов, - что мобилизационные ресурсы России для войны на территории Донбасса намного меньше украинских». «Противнику уже просто некем восполнять потери - во время боев под Дебальцево боевики бросали в бой в качестве пехоты всех подряд, в том числе и ценных военных специалистов. Поэтому можно рассмотреть ситуацию в поселке Широкино. Это одна из стратегических точек вокруг города Мариуполя, которая имеет огромное значение для обороны этого населенного пункта. Российское командование продолжает настаивать на демилитаризации во многом из-за значительных потерь своих частей в данном районе. Российский президент хочет вести войну на истощение Украинского государства, однако при этом командование РФ хочет минимизировать «контактные» бои, во время которых украинские военные ведут бои с российскими сепаратистами на равных и даже достигают превосходства. Значительные потери террористов в Широкино на самом деле были более весомым фактором прекращения боевых действий в этом районе, нежели усилия дипломатов», - отмечает журналист.
«Сейчас, - пишет Бутусов, - демилитаризация поселка Широкино стала предметом договоренностей украинского и российского руководства на высшем уровне». Он подчеркивает, что российское командование демонстративно и первым оставило свои позиции в этом населенном пункте и теперь этого же требует и от украинской стороны. «В настоящее время добровольческие части Нацгвардии, «Донбасс» и «Азов» продолжают удерживать господствующие высоты в поселке Широкино и в полной мере контролируют населенный пункт. Они могут отойти с позиций - однако лишь в случае отдачи письменных приказов. Но командование Украины во избежание ответственности, а также политических рисков в случае оставления этого села пока письменных приказов не дает», - отмечает эксперт.
Украине нужно строить стратегию действий.
«На самом деле оставление позиций в Широкино украинской стороне с тактической точки зрения невыгодно и необоснованно», - пишет Бутусов. Это может быть символом мирного диалога, однако перемирие на отдельном участке у врага обусловлено чисто военными соображениями, как отмечает автор.
«Что ж, посмотрим, чем кончится широкинский эксперимент. В сегодняшней конфигурации фронта обеспечить полное прекращение военных действий невозможно, поскольку настоящий отвод войск, а также создание демилитиризованной зоны в плотной луганско-донецкой агломерации нереализуемы. Крупные города - это важные коммуникационные, операционные и ресурсные базы и для российских, и для украинских войск, в связи с этим их демилитаризация недопустима как для одной, так и для другой стороны. Кроме этого, линия противостояния - открытая, доступная для действий всех видов техники, для быстрого и скрытного перемещения. В таких условиях патрули ОБСЕ физически неспособны контролировать линию фронта. Тут необходим как минимум ввод миротворцев. Это также не обеспечит абсолютный контроль, однако, во всяком случае, это было бы реальным инструментом влияния на ситуацию. Миротворцев государства НАТО вводить тоже не собираются, так как это реальный путь к войне с Россией. Альянс не желает воевать за Украинское государство своими силами», - отмечает журналист.
«Украине, - подчеркивает Бутусов, - по-прежнему нужно создать, помимо внешнеполитических рычагов, еще современные военные, экономические и информационные структуры, которые способны обеспечить победу в этой «гибридной» войне».
«Ресурсы РФ велики, однако для локальной войны на Донбассе они ограничены. Советский Союз ушел из Афганистана, а РФ уйдет с оккупированных территорий, если Москва будет нести экономические, дипломатические, боевые и информационные потери на всех фронтах и каждый день», - отмечает Бутусов.