«Ситуация вокруг открытого Генпрокуратурой Украины уголовного производства по факту несанкционированного вмешательства в реестр лиц, прошедших Внешнее независимое оценивание, вызывает тревогу, поскольку, несмотря на заявленные «страшные» преступления, угадывается желание достичь таким образом совершенно других целей, а именно - надавить на Центр оценивания качества образования и, возможно, дискредитировать работу хорошо проявившей себя системы», - пишет «Деловая столица», как передает издание «Биржевой лидер».
Согласно заявлению, сделанному генпрокурором Шокиным, в Центре оценивания качества образования произошли серьезные преступления. Эти слова генпрокурор произнес, по сути, до начала следственных действий. В ГПУ считают, что руководство Центра позволило себе «подмену психометрии», а в СБУ подтвердили, что злоумышленники действовали с использованием электронной почты, следы их деятельности, как оказалось, сохранялись фигурантами в электронных ящиках. Странно то, что прокуратура не начала свое расследование непосредственно с школ. Там бы можно было без труда обнаружить подобие «преступных групп», что распространено в большинстве заведений школьного образования. Но ясно, что «наезжать» на учителей как-то не с руки, тем более незадолго до выборов, так можно настроить против себя значительную часть электората, что властям никак не нужно. Другое дело ВНО: там, как оказалось, по мнению прокураторы, были подделаны балы десяти выпускникам. Это, безусловно, тоже преступления, пусть это был бы и одиночный факт, однако проблема в том, что до сих пор общественности не рассказали ни об одном факте получения взятки. Вместо этого следуют путаные сообщения то по непонятной «психометрии», то по каким-то суммам, изъятым у фигурантов, причем в Министерстве образования говорят о 5 тысячах гривен, а ГПУ называет 130 тысяч долларов. Видео обысков с изъятиями не представляется.
Что касается причин «наезда» со стороны прокуроров, то они называются разные. От элементарно простого желания получить прибыльное место на распределении бюджетных позиций в ВУЗах до мести за то, что кто-то влиятельный так и не сумел договориться в Центре, за что было решено показательно наказать его руководство. То, что шум поднят как раз тогда, когда началась вступительная кампания, говорит в пользу последнего предположения. Сейчас, когда доступ к базам результатов перекрыт, работа Центра оценивания блокирована, можно «порешать» проблемы на уровне приемных комиссий ВУЗов. Наряду с вышеуказанными предположениями также прозвучала версия, что все случившееся затеяно для отвлечения внимания народа от серьезных проблем, которые всколыхнули общество в связи с внесением непонятных поправок в Конституцию, ситуацией с «Правым сектором» и прочим.
На деле же получилось, что может и не хотели срывать вступительную кампанию, однако получилось «как всегда». В прокуратуре, опомнившись, стали пояснять, что спешка связана с желанием предотвратить уничтожение ведомостей, будто речь идет о рулонах бумаги. Однако это электронные данные, информацию о которых желающие могут получить и спустя год, например, если нужно восстановить информацию или получить дубликат сертификата. Больше всего происходящее напоминает удар по Центру оценивания. Кому он был нужен? Есть версия о желании посадить в кресло его руководителя нужного человека, причем это нужно сделать сейчас, пока поступление в ВУЗы в разгаре, поэтому никакого обсуждения быть не должно. С другой стороны, это может быть удар по всей системе ВНО и Минобразования в целом.
Справедливости ради надо сказать, что звучат громкие голоса в пользу ВНО и его безальтернативности, только, может быть, кричат не просто так, а для отвода глаз. ВНО на практике показало пример победы над Системой, что дало надежду на будущее, однако для многих одновременно это стало серьезным раздражителем, поскольку стало на пути возможностей получать деньги и «решать вопросы». В этой системе замешаны все школы с учителями, решавшими свои материальные проблемы, сюда же можно отнести «престижные школы», которые за посредственные знания получали большие деньги. Также стоит добавить в эту компанию приемные комиссии ВУЗов и даже родителей, в большом количестве желавших приобрести своим деткам престижное место в институтах. Так ведь проще – заплатить и не тратить силы и время на обучение и воспитание.
При всем ВНО не сделало качество образования лучше и не отменило «решение вопросов» деньгами, но его введение стало вызовом, который мог стимулировать изменения в системе образования в целом. В связи с этим возникает беспокойство за состояние репутации внешнего тестирования после произошедшего удара. Идет явное сопротивление Системы, той системы, что состоит из серости и слабой развитости людей, которыми можно как угодно манипулировать и сколь возможно взаимозаменять, их не отличить друг от друга. Поэтому введение новых стандартов образования, применения хотя бы в какой-то степени честного интеллектуального отбора угрожает жизнеспособности Системы, предвосхищает появление нового типа элит. Не то что отказ от ВНО, любая уступка по нему, любой отход от его принципов, уступка учителям, школе, ВУЗам станет точкой невозврата для всей страны. Знаком того, что перемены так ожидались, но на их будущем был в итоге поставлен крест.