Во вторник прозвучало достаточно неожиданное заявление главы ЛНР И. Плотницкого о назревшей необходимости получения жителями «республики» российских паспортов. Несмотря на серьезность данного заявления, особой реакции среди официальных лиц в Москве, Киеве или Брюсселе не последовало. Само по себе отсутствие реакции можно считать показательным, однако тема тем не менее очень важная и о ее последствиях пишется в материале «Лента.ру», передает издание «Биржевой лидер».
Обращение в Москву со стороны руководителей ЛНР/ДНР о выдаче их жителям российских паспортов уже не новость. Такое событие кроме символичной стороны, показывающей переориентацию данных территорий на Россию, прежде всего, означало бы появление новых возможностей для новоявленных россиян. Это, прежде всего, касается социальных вопросов. В ЛНР/ДНР могли бы начать выдавать собственные документы, и этим занимаются в Донецке, однако статус таких документов ограничивался бы признанием соседей. С другой стороны российские документы позволили бы легально покидать зону конфликта, предоставили бы возможность детям учиться в российских ВУЗах, а также обрести право на получение пособий и пенсий из бюджета РФ.
При этом следует признать, что для самой России такая инициатива не представляет только благо, скорее это политическая акция. Возникают вопросы относительно последствий паспортизации для экономики приграничных регионов, также на федеральном уровне приток до 3,5 миллиона новых граждан станет дополнительным испытанием для бюджета. Если же допустить, что такие вопросы решаемы, даже с учетом нынешних экономических проблем, остаются и другие. Как, например, порядок осуществления контроля.
Сложно предположить, каким образом можно проверить информацию о всех претендентах на российское гражданство, ведь в условиях вооруженного конфликта активизировалось большое количество криминальных элементов, которые присутствуют даже в руководстве сепаратистов, хоть это и неизбежно для подобных ситуаций. Однако это также ставит перед российскими властями проблему сохранения безопасности, если они приступят к выдаче паспортов.
Несмотря на отсутствие официальной реакции на заявление Плотницкого, в Украине политики обсуждают достаточно живо вопрос раздачи российских паспортов. Депутат парламента Ю. Шухевич назвал такую возможность признаком аннексии Донбасса, и кроме того свидетельством того, что минские соглашения не более, чем бумага. Что касается аннексии, то это не обязательно. Так, например, было в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, но их территории так и не были до сих пор присоединены после раздачи российских документов, даже несмотря на желание многих тамошних жителей. В Москве это объясняли всегда тем, что предоставляют паспорта, руководствуясь только гуманитарными моментами.
А вот что касается срыва минских соглашений, то в этом смысле паспортизация близка к смыслу выполнения договоренностей. Безусловно, предоставление российских документов означает отказ от выполнения подписанных соглашений в Минске, в частности относительно реинтеграционного процесса оккупированных территорий в состав Украины на приемлемых для всех сторон условиях. Тогда скорее будет реализован другой вариант – создание на Донбассе территории замороженного конфликта по типу Приднестровья. Для Украины формально ничего не изменится, там и без того не признается двойное гражданство, однако для не подконтрольных украинской столице территорий паспортизация станет отправной точкой постепенной переориентации людей на Россию, а вместе с ними и территорий в различных аспектах. Чем дальше, тем реинтеграция будет возможной все меньше, как это, например, происходит в Южной Осетии и Абхазии.
Это понимают российские власти, поэтому удерживаются от комментариев, давая возможность обсуждать тему экспертам, которые с российской стороны в целом поддерживают паспортизацию, мотивируя ее главным образом необходимостью спасти людей от «блокады», организованной Украиной для Донбасса, который остается «частью русского мира». Что касается минских соглашений, то многие эксперты в России не высокого мнения о цене этих договоренностей, поскольку они считают, что с принятием поправок в украинскую конституцию без согласования с «ополченцами», выполнение процесса стало нереальным. В Кремле, как считается, еще согласны подождать возможной перемены в ситуации, благодаря вмешательству западных партнеров, которые могли бы принудить украинские власти к «четкому выполнению» Минских соглашений, так как они заинтересованы в полной их реализации и отсутствии боевых действий.
Но также важно и то, что кончину минских соглашений повесят на того, кто первым объявит об их несостоятельности. В этом смысле именно так будут истолкованы действия Москвы, если она начнет раздавать паспорта. Вероятно, там решили пока подождать, когда Украина сорвет соглашения, например, не завершив до конца года, как это оговорено, конституционную реформу, что станет доказательством неадекватной позиции. Тогда можно будет заявить о срыве минского процесса и начать паспортизацию как гуманитарную помощь территориям, которые Украина отказалась реинтегрировать.