По словам участника "Волонтерского десанта" в МОУ Юрия Василенко, Министерство обороны в настоящее время еще не может самостоятельно, без помощи волонтеров, обеспечить украинскую армию. Более детально мнение Василенко о неспособности украинского оборонного ведомства самостоятельно обеспечить Вооруженные силы страны узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Юрий Василенко в интервью изданию "Фокус" рассказал о том, в чем сегодня испытывают острую потребность Вооруженные силы страны, и почему Министерство обороны до сих пор остается бастионом бюрократии. Объясняя, почему основные потребности украинских военных до сих пор удовлетворяются благодаря помощи волонтеров, он отметил, что у Министерства обороны в этом году впервые хватает средств на то, чтобы профинансировать все первоочередные нужды. В частности, ведомство уже подписало договора на поставку вещевого обеспечения на сумму в 1,5 миллиарда гривен, и это только лишь половина от предусмотренных бюджетом средств, тогда как в прошлом году на эти цели было выделено около 650 миллионов.
Однако по-прежнему катастрофической остается ситуация по некоторым из статей закупок. Например, службой тыла было заказано 250 тысяч комплектов летней формы, однако в настоящее время данная потребность закрыта примерно на 130 тысяч единиц, тогда как остальные военнослужащие вынуждены покупать себе форму самостоятельно. На "секонде" для них есть британская форма очень хорошего качества. Можно также приобрести и новую форму, пошитую в Пакистане – она весьма технологичная и продается по довольно умеренным ценам. Напряженной остается в ВСУ ситуация и с майками, трусами, берцами, кепками, панамами.
Офицеры при этом закрывают глаза на то обстоятельство, что их бойцы одеты по-разному, поскольку все понимают: виноват здесь вовсе не военнослужащий. Василенко отметил, что когда он приезжал в зону АТО, то не видел там ни одного подразделения ВСУ, в котором все бойцы были бы одинаково одеты.
Методы реформирования украинской армии стали одной из причин хаоса в ВСУ.
Одной из причин периодического хаоса в ВСУ стали методы реформирования украинской армии, где все новые процессы, в отличие от Министерства внутренних дел, не запускаются параллельно со старыми, подменяя последние постепенно. В армии пытаются все реформировать с ходу, и в случае, если одно накладывается на другое, то закупки попросту срываются. Наиболее свежим примером является решение об отмене электронных торгов по уже реформированной летней форме, которые должны были быть проведены по новой электронной процедуре с предварительной классификацией поставщиков.
Помимо этого, добавились также и новые предметы, тогда как опыта закупок данных предметов еще нет. Украинская армия до сих пор не знала, что такое пенополиуретановый коврик, который хорошо известен туристам. Вроде бы мелочь, однако это очень важно для бойцов. В департаменте закупок и в службе тыла очень долго не могли понять, что и у кого нужно закупать по данному наименованию.
В настоящее время похожая проблема наблюдается и с баллистическими очками – абсолютно новым предметом закупок. В Украине сегодня нет производителей, которые могли бы удовлетворить потребности в таких очках в тех объемах, которые нужны Министерству обороны, а также другим силовым ведомствам страны. Поэтому процедура поиска поставщиков, которые не срывали бы процесс закупок, продолжается до сих пор.
Существуют также и кадровые проблемы, например, 12 кадровых единиц уже несколько месяцев не могут закрыть в департаменте закупок. Есть проблемы и по уровню заработной платы, и, что очень важно, по техническому обеспечению. Стоящие в департаменте закупок компьютеры, равно как компьютерные сети, до сих пор остаются на уровне середины 90-х годов, однако свой компьютер принести нельзя, поскольку он должен соответствовать жестким, четко прописанным требованиям безопасности. Впрочем, иногда данные запреты приходится нарушать.
Говоря о процессе подбора кадров в Министерстве обороны, Василенко отметил, что если бы он был кадровым менеджером данного ведомства, то в первую очередь интересовался бы у кандидатов, имеют ли они опыт работы в государственных учреждениях. Министерство обороны продолжает до сих пор оставаться бастионом бюрократии – например, документооборот здесь, преимущественно, бумажный, хотя филиалы ведомства рассредоточены по всей Украине. Поэтому "скорость", с какой принимаются решения, можно себе только представить.
Рассказал он и о взаимодействии "Волонтерского десанта" с волонтерскими организациями – по словам Василенко, он старается проводить репутационные проверки всех таких организаций, а также проверять запросы, отправляемые волонтерам военными частями, чтобы исключить злоупотребления с обеих сторон. Ведь не исключена ситуация, когда могут заказывать что-то ненужное, чтобы затем это "что-то" продать. Например, однажды на улице ему вручили флаер с просьбой помочь макаронами и тушенкой морской пехоте, хотя частям ВСУ как раз этих продуктов должно хватать, и жалоб на их отсутствие – единицы. Одновременно с этим поступают сигналы о случаях обмена или продажи тушенки украинскими солдатами в зоне АТО.