Длительное ухудшение экономической ситуации в государстве затронуло все без исключения сферы жизнедеятельности и заставило большинство наших сограждан урезать свои расходы. Экономить вынужден и бизнес, поскольку падение украинской национальной валюты и недоступность кредитов фактически перекрыли многим возможность для развития своего дела. С другой стороны, судя по новостям, коррупция в стране продолжает процветать, хотя аппетиты тех, кто имеет к ней непосредственное отношение, также должны бы существенно уменьшиться. О том, какие суммы в настоящее время требуют отечественные взяточники, журналисты издания «Деловая столица» расспросили у Алексея Хмары, исполнительного директора Transparency International Украина.
«На уровень коррупции в Украине повлиял не столько экономический кризис, сколько начало военных действий на Донбассе. Это повлияло на то, что у нас появился новый мощный анклав коррупции - оборонная сфера. Огромная часть средств из бюджета государства в настоящее время тратится на закупку всех необходимых армии товаров и услуг, укрепление границы и тому подобное. И хотя процедуры организации таких закупок были значительно упрощены, однако круг лиц, которые имеют к этому отношение, остается очень закрытым. Лишние люди там не ходят, поэтому относительно легко организовывать различные сделки», - отметил Хмара.
«С другой стороны, - подчеркивает эксперт, - стало меньше взяточничества при проведении тендеров, и на это повлияли две основные причины». «Во-первых, после побега работающих под крылом команды Януковича коррупционных кланов была разрушена значительная часть различных схем. Во-вторых, в настоящее время активно внедряются пилотные проекты по организации электронных закупок, которые позволяют существенно усилить конкуренцию среди потенциальных продавцов товаров и услуг. Кроме этого, в бюджете стало меньше денег, из-за чего стало труднее выбивать откаты. Вместе с тем у нас сейчас действует мораторий на проведение проверок бизнеса различными контролирующими органами, и этим пользуются недобросовестные чиновники или бизнесмены, которые начинают развивать старые коррупционные схемы», - отметил Хмара. Речь, в частности, о конвертационных центрах, существовавших и во времена правления Виктора Януковича.
«Причина та же - пока экономика в тени, такие центры будут выгодны при любой власти. Если говорить о динамике уровня коррупции на бытовом уровне, то тут вообще ситуация сохраняется без изменений. Об этом свидетельствуют и результаты работы горячих линий различных организаций. Количество коррупционных случаев остается примерно на том же уровне, что и раньше. К примеру, в настоящее время люди массово стараются откупиться от призыва в армию или платят за то, чтобы сменить место службы», - отмечает Хмара.
Согласно его словам, единственное, чего на сегодняшний день действительно стало в разы меньше, или даже исчезло - это рейдерство. «Хотя такой результат, - подчеркивает эксперт, - связан не столько с экономической ситуацией, сколько с попытками ближайшего окружения президента перевести основные финансовые потоки на близких людей».
Украинцы устали жить в системе, где все продается.
«Если взять, к примеру, инфраструктурные проекты (строительство дорог, школ, больниц и тому подобное), то здесь коррупции однозначно стало меньше. Связано это с тем, что международные доноры, которые сейчас финансируют эти проекты, стали более внимательно смотреть за расходованием средств. Они стали нанимать соответствующие контролирующие организации. Вместе с тем есть монопольные сферы, где ситуация продолжает оставаться неизменной. К примеру, закупка топлива для железной дороги, где рынок контролируют два олигарха, и альтернативы им нет. Они, как и раньше, завышают свои цены в полтора-два раза. Уменьшилась коррупция и в сфере закупок фармацевтических препаратов, что связано с передачей соответствующих процедур в управление международных компаний. Бывшие монополисты были вынуждены снизить собственные цены, чтобы сохранить доступ к госсредствам», - рассказал Хмара.
Согласно словам эксперта, средняя ставка взятки в случае бытовой коррупции (в школах, на дорогах, в больницах) составляет в среднем 300 гривен, или порядка 13 американских долларов. «Если учитывать уровень инфляции, то на данный момент стало дешевле давать взятки, нежели, скажем 2 года назад, когда люди платили меньше - по 200 гривен, но тогда это было 25 долларов США. Если же говорить о проценте так называемых «откатов», то на сегодняшний день это около 10 процентов (ранее данный показатель достигал 30 процентов). Однако все зависит от рисков и от сферы деятельности. Судьи и правоохранители стали брать больше, так как вероятность попасть в тюрьму несколько возросла. Помимо этого, многие знают, что вскоре могут лишиться работы, поэтому пытаются «заработать», пока имеется такая возможность», - поясняет Хмара.
Он отмечает, что год назад украинцы занесли коррупцию в ТОП-3 проблем нашей страны (после войны и ухудшения экономической ситуации), и в настоящее время она беспокоит украинских граждан так же, как и раньше. «Тогда 8 процентов заявляли, что готовы что-то делать, чтобы исправить ситуацию, еще 15 процентов хотели принимать участие в антикоррупционных инициативах, если те доказали эффективность, и 30 процентов готовы присоединиться к процессу анонимно. То есть примерно половина украинских граждан была готова что-то делать для борьбы с коррупцией. На сегодняшний день тех, кто верит в возможность борьбы с коррупцией, стало меньше - в среднем где-то на 3 процента. И это связано с огромным количеством скандалов, в которых часто фигурируют и чиновники, и прокуроры, и судьи, от чего у многих граждан складывается впечатление, что везде одни лишь взяточники. В то же время несколько возросло количество тех, кто готов тратить свое время и усилия на борьбу с взяточничеством. Люди просто устали жить в системе, где все продается», - отметил Хмара.
Автор: Екатерина Кравец