Уровень теневой экономики за первый квартал текущего года вырос по сравнению с этим же периодом прошлого года на 5 процентных пунктов и достиг уровня в 47 процентов от официального объема ВВП. Соответствующую информацию предоставили сотрудники пресс-службы Министерства экономического развития и торговли.
В отчете вышеуказанного министерства указывается, что в начале этого года в условиях быстрого распространения девальвационных и ценовых шоков, эскалации военного конфликта с Российской Федерацией наблюдался заметный рост теневой экономики. Эксперты министерства отмечают, что повышение уровня теневой экономики Украины стимулировалось воздействием негативных внешних процессов – сворачиванием каких-либо экономических связей с Российской Федерацией и дальнейшим обострением всяческих политических отношений с этой страной.
Теневой рынок зарплат в Украине составляет 200 миллиардов гривен.
Павел Розенко, министр социальной политики, заявил, что на сегодняшний день теневой рынок зарплаты в Украине превышает отметку в 200 миллиардов гривен. Одновременно с этим, в ходе своего выступления в Верховной Раде 23 декабря, он заявил о том, что Пенсионный фонд из-за зарплат в конвертах недополучает около 70 миллиардов гривен. Розенко спрогнозировал дефицит Пенсионного фонда в 2016 году. «Бюджетная дотация украинскому Пенсионному фонду будет составлять порядка 90 миллиардов гривен и это тот большой клубок проблем, тянущийся из года в год. Вышеуказанной суммы хватит только чтобы сохранить и своевременно выплачивать пенсии в существующих сейчас размерах», – отметил он.
Согласно результатам опроса, который был проведен в конце первого квартала, 80 процентов опрошенных украинцев когда-либо получали зарплату «в конверте». Одновременно с этим 56 процентов респондентов отметили, что на сегодняшний день оплата их трудовой деятельности частично или полностью производиться посредством «конвертов». Только 35 процентов опрошенных получают официально весь объем зарплаты.
Минфин: доля украинского теневого бизнеса выросла до 67 процентов.
Украинский теневой бизнес достиг отметки в 67 процентов. Соответствующие данные предоставила Елена Макеева, замминистра финансов Украины. «Сейчас кто-то платит налоги, а кто-то - нет. Если бы цифра не плательщиков налогов была незначительной – большой проблемы она бы не являла, однако их число очень велико. Согласно данным Минэкономики, в прошедшем году теневой бизнес составлял 42 процентам. По нынешним оценкам, он намного выше. Он выше потому, что индустриальная платформа в легкой промышленности. Мы за то, чтобы налоги платили все, кто работает, а также получает какой-либо доход в Украине», - рассказала Макеева.
Теневой банкинг приходит на смену конвертационным структурам.
Жесткая зачистка украинского финансового рынка от различных конвертационных центров, начатая в пошлом году Национальным банком, привела смене этих центов на теневой банкинг.
Эксперты издание «Форбс-Украина» отмечают, что украинский Национальный банк начал жесткую зачистку финансового рынка Украины от конвертационных центров в прошлом году, но даже не смотря на жесткие действия регулятора полностью искоренить вышеуказанную проблему не удалось. Теперь вместо конвертационных центров пришел теневой банкинг. Остановить его пока невозможно, поскольку его пользователями являются крупнейшие украинские предприятия.
Прошедший год стал для Украинского государства своего рода периодом «шоковой терапии», от которой страдали почти все финансовые посредники - страховые компании, банки, финансовый сектор. Одновременно с этим, шоковая терапия для небанковского и банковского финансовых рынков была разной настолько, что последствием этого может стать еще более глубокое размежевание между этими секторами.
Сотрудники и высшее руководство Национального банка впервые за историю независимости Украины начали говорить в открытую о том, что необходимо бороться с банками, поскольку они выступают в качестве активного звена в цепи теневой экономики страны. По всей территории государства начали закрываться различные финансовые учреждения, в том числе по признаку участия финучреждений в теневых схемах. Сотрудники ФГВ даже признали, что часть финансовых учреждений попадает по конвертационным признакам.
Активная борьба, которую начал национальным регулятором с конвертационными центрами, привела к тому, что украинский финансовый рынок расслоился. Результатом этого является практически полное исчезновение «серой конвертации», а также переход предприятий на расчеты в «черной» валюте.
Аналитик Института прогнозирования НАНУ Татьяна Тыщук отметила, что наиболее негативной тенденцией в Украине на протяжении последних шести месяцев стало развитие теневого рынка валюты. Согласно ее утверждениям, указанная ситуация является результатом принятых административных мер. Украинская банковская система, по сути, одновременно обслуживает как легальный валютный рынок, так и теневой. Работа вышеуказанной схемы заключается в том, что крупные экспортеры договариваются с финансовыми учреждениями о выкупе валюты в соответствии с требованиями, которые предъявляются Нацбанком, однако по официальному курсу, который является заниженным.