Опрос общественного мнения, что проводился в июле этого года фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и социологической службой Центра Разумкова, показал совершенно новую цифру отношения украинского народа к НАТО. Если бы в Украине в текущем году объявили референдум по вопросу вступления в НАТО, 64 процента (от тех, кто будет принимать участие в голосовании) граждан проголосовали бы за вступление в Североатлантический альянс.
На протяжении многих десятилетий данный показатель казался недостижимым. Но вторжение Российской Федерации в Украину развеяло все советские пропагандистские мифы, которые на протяжении многих лет оставались основным дискурсом в отношении большинства граждан Украинского государства к собственной безопасности. Не НАТО напало на Украину, а «братская» Российская Федерация. И не НАТО пытается «втянуть» Украину в свои боевые операции, а украинское население желало бы, чтобы государства НАТО вмешались в войну, которую проводит Российская Федерация. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Вместе с этим оказались совершенно нереалистичными убеждения тех, кто рекомендовал не раздражать Российскую Федерацию возможным вступлением в НАТО – тогда она способно «неадекватно» отреагировать. Мы и не раздражали. А она и так неадекватно подала реакцию. А вот если бы вступили – отреагировала бы адекватно. Солдаты Российской Федерации сидели бы в своих домах. А Крымский полуостров и Донбасс оставались в составе Украины. И в настоящее время над Севастополем развевалось бы не знамя предателей из Черноморского флота Российской Федерации, а флаги Военно-морских сил Украинского государства. И, конечно, флаги наших союзников из государств НАТО, которые помогали бы нам оборонять границы цивилизованного мира от авторитаризма России.
Да, 64 процента – это еще не финальный перелом. И даже 90 процентов – а будут и они – не станут переломом по той причине, что для вступления в НАТО нам требуется теперь решать проблемы собственного государства, обеспечить обороноспособность и территориальную целостность, полностью разорвать все связи с Российской Федерацией до краха преступного режима этого государства и выздоровления ее общества. Но сам факт того, что украинский народ начинает мыслить реалистично – это уже 50 процентов успеха. А вторая половина – это готовность НАТО к принятию Украинского государства в свои ряды. За это стоит бороться.
Уровень поддержки НАТО на Юге и Востоке Украины существенно вырос.
Согласно итогам социального опроса, симпатии членства Украины в НАТО были в абсолютном меньшинстве вплоть до прошедшего года. При том с 2005 по 2012 года количество тех, кто положительно проголосовал за присоединение к НАТО, колебалось в рамках 15-32 процента. Первый «скачок» был обнаружен в июне прошлого года - с 15 процентов (апрель 2012 года) до 45 процентов, а вот число противников, наоборот, понизилось почти в два раза - с 62 процентов до 36 процентов соответственно. В июле текущего года данный разрыв в пользу сторонников НАТО стал еще значительнее: 64 процента на референдуме высказались бы «за» НАТО, и 28 процентов – «против».
Отношение к НАТО в регионах особо показательно.
«Региональный разрез в отношении альянса имеет особое значение. Традиционно внушительная благосклонность к евроатлантической интеграции приписывалась западным областям, но даже там в 2012 году был практически паритет между теми, кто ответил бы «да» на воображаемом референдуме, и теми, кто ответил бы «нет»», - напомнили социологи.
Согласно опросу, если выбор между Европейским Союзом и Таможенным союзом Украину до конца 2013 года в действительности делил Украину на две части, то вопрос НАТО, наоборот, большую часть государства (три из четырех макрорегионов) в некоторой степени объединял - общим маленьким уровнем поддержки членства и доминированием противников вступления над убежденными евроатлантистами.
В настоящее время западная часть Украины окончательно утвердилась как настоящий форпост поддержки НАТО.
В частности, стоит отметить тот факт, что кардинально поменялась картина в Центре, где 73 процента поддержали бы вступление в альянс.
Юг, где в 2012 году восемь из десяти не поддерживали вступление в НАТО, также демонстрирует новую интеграционную «окраску»: 61 процент участников референдума дали бы «зеленый свет» интеграции в евроатлантическое сообщество.
Однако и здесь наблюдается нюанс - проценты предоставлены относительно численности участников референдума, а не относительно населения в общем. К примеру, в то время как на западе проголосовать в июле текущего года на таком референдуме отправились бы 77 процентов населения региона, то на Юге — 42 процента.
На востоке заинтересованность в участии в референдуме на высоте, но большинство его участников все же пока не соглашаются с присоединением к НАТО.
Особенно существенным, как отмечают социологи, считаются результаты исследования в Донецкой и Луганской областях, правда, только на освобожденной их территории. Там поддержка курса на членство определена в 36 процентов участников голосования, не поддержали бы 54 процента.