В самопровозглашенной ДНР приняли решение о сносе памятников и памятных знаков, установленных в память о жертвах Голодомора и жертвах политических репрессий в населенном пункте Снежное. Более детально о решении снести памятники жертвам Голодомора в Снежном, принятом оккупантами, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В ходе одного из недавних заседаний "народного совета ДНР" представители оккупационной власти приняли решение демонтировать памятники и памятные знаки, установленные в населенном пункте Снежное в память о жертвах Голодомора и о жертвах политических репрессий. Соответствующий документ был представлен Валерием Скороходовым – одним из членов "парламента" самопровозглашенной республики. Он заявил, что данные памятники должны быть демонтированы, поскольку их установку никто не согласовывал с общественностью. Кроме того, "парламентарий убежден", что памятники жертвам Голодомора должны быть демонтированы с целью восстановления "исторической справедливости". Отметим, что "парламент ДНР" поддержал данное предложение практически единогласно – против озвученного Скороходовым предложения не выступил ни один из "народных избранников".
Раскрытые архивы рассказали о переселении россиян на Донбасс после Голодомора.
Журналисты "ВВС-Украина" отмечают, что после принятия украинским парламентом законов о декоммунизации в стране станут общедоступными архивные документы, которые связаны с Голодомором и с политическими репрессиями, в том числе и секретные архивы Комитета государственной безопасности. Все эти документы должны быть собраны в отраслевом архиве, процесс создания которого уже начался.
Впрочем, уже сейчас историками обнародованы новые архивные сведения, которые касаются последствий Голодомора, в частности, ими были обнародованы данные о переселении жителей России в опустошенные голодом восточные и в южные регионы Украины.
Нина Лапчинская, возглавляющая научно-исследовательский отдел Национального музея "Мемориал памяти жертв Голодомора", комментируя открывшуюся в музее выставку таких фотодокументов, заявила, что тема самого процесса голода раскрыта уже достаточно широко. В частности, удалось собрать большое количество материалов о жертвах Голодомора, хотя окончательной цифры, сколько в результате этого погибло людей, так и не будет найдено. Одновременно с этим также возникает вопрос, а что же было потом, после Голодомора?
По словам Лапчинской, после Голодомора люди и дальше продолжали умирать, поскольку для тех, кому удалось выжить, ставшие необратимыми последствия голода не могли быть преодолены какими-либо документом – ведь это были обычные физиологические процессы. Тогда в Советском Союзе задумались над тем, как получать от земли все то, что было запланировано партией – в итоге власти приняли решение заселить новыми людьми вымершие к тому времени территории.
Она объяснила, что вопрос относительно того, что было после Голодомора, приобрел в течение последних двух лет дополнительный смысл и для украинских исследователей. Война в восточной части Украины, отношение к этой войне жителей данной части страны сделали гораздо более актуальным вопрос, почему в этих регионах происходят подобные процессы. В этой связи в Национальном музее и было принято решение заняться поиском документов.
Документы, которые были представлены на организованной в музее выставке, были предоставлены Государственной архивной службой, Центральным госархивом высших органов власти и управления, а также Отраслевым госархивом СБУ. Областные архивы украинских регионов, находящихся в настоящее время под угрозой распространения агрессии, откликнулись на данную инициативу и нашли у себя такого рода документы. В частности, музею не удалось получить документов только лишь из Донбасса, поскольку там архивы захватили боевики.
Документы, которые были собраны музеем Голодомора, касаются первого постголодоморного времени, а также периода исполнения засекреченного постановления Совнаркома от 25 октября 1933 года, согласно которому на территорию Украины должны были переселить 21 тысячу семей колхозников. С целью финансирования процесса переселения было выделено 15,5 миллиона рублей, из которых 10 миллионов рублей предлагалось выплатить в качестве безвозвратной материальной помощи, а остальные средства сделать долгосрочным кредитом.
Отметим, что, согласно найденным в архивах документам, колхозники из России должны были быть переселены в Харьковскую область, Днепропетровскую (включающую в себя в то время часть современной Запорожской области), и в Донецкую, в которую в те годы входила и современная Луганская область. В Одесскую область, распространявшуюся в те времена и на территорию нынешних Херсонской и Николаевской областей, должны были быть переселены семьи из России и из Белоруссии.
По состоянию на конец 1933 года в Днепропетровскую область было отправлено 109 эшелонов, загруженных переселенцами из Западной области РСФСР, в Харьковскую область было отправлено 80 эшелонов из Центрально-черноземной области РСФСР, из Ивановской области в Донецкую было отправлено 44 эшелона с людьми, из Горьковской области в Одесскую было отправлено 35 эшелонов, а из Белорусской ССР в Одесскую область был отправлен 61 эшелон.