Ведущий военный прокурор Анатолий Матиос обнародовал списки военнослужащих Украины и сотрудников милиции, которые погибли во время военных действий под Иловайском в августе прошлого года.
Данный список опубликован на сайте Генеральной прокуратуры Украины. В списке – 209 фамилий, а также 157 неопознанных тел. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
«Эти настоящие герои отдали свои жизни под Иловайском за Украину. Элита и дух нашей нации, земля вам пухом и вечная память в наших сердцах. Еще 156 таких героев не опознаны (медики сохраняют ДНК), 158 считаются пропавшими без вести (перечень пропавших без вести, учитывая возможное их пребывание в заложниках террористов, не печатаем)», – говорит Матиос.
В середине августа прошлого года военные Украины сумели взять под свой контроль значительную часть Иловайска, который несет стратегическое значение: заняв его, силы антитеррористической операции смогли бы заблокировать террористов в Донецке. Но 23-24 августа Российская Федерация ввела под Иловайск свои войска, в итоге чего группировка военных Украины оказалась в окружении.
После этого террористы и военные Российской Федерации рассказали, что готовы выпустить бойцов Украины, 30 августа был сформирован коридор. Но сторона Российской Федерации нарушила договоренности: когда военные Украины организованными колоннами начали движение из города, по ним был произведен удар. Как итог – большое количество убитых, получивших ранения и захваченных в плен.
Следствием установлена смерть 366 военнослужащих Вооруженных сил Украины, а также других привлеченных к проведению антитеррористической операции формирований и подразделений в боях под Иловайском. Еще 128 жителей Украины попали в плен, 158 считаются по сей день пропавшими без вести.
Советник главы государства и помощник министра обороны Юрий Бирюков, владея доступом к отчетам и документации, не способен ответить, кто приказал заходить в Иловайск в августе прошедшего года, когда силы антитеррористической операции понесли значительные потери. Про это он рассказал в эфире телеканала Громадське ТВ.
«Я в первых числах октября стал советником министра обороны и начал получать доступ к документации, а именно, по Иловайску. И там, как и ранее, довольно много вопросов: кто отдавал и какие приказы. В тех отчетах, обнародованных за последние недели, я, к примеру, так и не смог определить, кто отдавал приказ по Иловайску», - рассказывает Бирюков.
С его слов, в прошедшем году была возведена система координации между Генеральным штабом, АТЦ, штабом антитеррористической операции, координаторами от Министерства внутренних дел, координаторами вооруженных сил при АТЦ.
«Это вот сейчас понятно, кто кому подчиняется, а в прошедшем году у нас было отдельное царство - это антитеррористический центр, который как бы возглавляла Служба безопасности Украины, но мы-то понимаем, что специальная служба там по сути никогда ничего не решала, при том, были добровольческие батальоны, которые отчасти были оформлены, а отчасти - еще нет, были кураторы от Министерства внутренних дел к каждому отдельному батальону, но мы хорошо понимаем, что некоторые батальоны не очень этого куратора и слушали. Тогда только обучались штабной культуре, тогда еще никто не умел воевать. И вот точно так же и с приказами. Большая часть приказов тогда предоставлялась устно», - отметил Бирюков.
Не так давно передавалось, что в Иловайском котле было убито 366 военнослужащих и сотрудников милиции, 158 граждан по сей день считаются пропавшими без вести.
Кроме этого, во время событий в Иловайске войска Российской Федерации не пошли дальше на запад так как у них произошли колоссальные потери. Вместе с этим, они не знали, что воюют на украинской территории. Про это в интервью ВВС-Украина рассказал первый командир батальона «Днепр-1» Юрий Береза.
«У них отмечались значительные потери там. Считаю, Российская Федерация рассчитывала на «эффект Крыма» — что все сдадутся. Для них стало шоком, что мы с автоматами будем противостоять им. Кроме этого, из своего общения с пленными способен сделать вывод, что им было известно, что находятся на украинской территории… а думали, что воюют в Ростовской области, а Украина напала», — говорит он.
Со слов Юрия Березы, «это было массовое безумие» со стороны руководства Российской Федерации в том числе. Помимо того, Российская Федерация рассчитывали на то, что войска Украины сдадутся, но этого не произошло.
«Считаю, если бы они могли, они продвинулись бы дальше, но у них отсутствовал боевой дух … обещали нам, не будут стрелять, если мы не убьем их пленных. Но чести у офицеров Российской Федерации нет. Я никогда руки не подам офицеру России. Я полагаю, что эти события являлись демонстрацией мышц — вот вы нас бойтесь и сдавайтесь. Они не рассчитывали, что добровольческие батальоны сдаваться не станут», — рассказывает командир.
«Нам говорили держать блокпосты, продержаться сутки, после этого еще сутки. Поддержка якобы должна была быть вот-вот. Но ротно-тактическая группа 92-й бригады, которая отправилась на помощь, была расстреляна. Кажется, еще должна была помочь 72-я бригада», — говорит он.
Со слов Березы, на то время военных Украины уже охватили в тройное кольцо блокады. Первое — у Кутейниково, два других — в направлении Старобешево.