«Власть разрушает мир в Закарпатье» - таков ведущий лозунг балоговского «Единого Центра» перед местными выборами.
«Закарпатье в очередной раз стало полигоном для испытания властью Киева своих политических технологий. Подобные попытки делали все без исключения «папередники», к такому эксперименту, как ни обидно, прибегло и новое управление государства, которое получило властные полномочия в итоге Майдана», - отмечается в открытом обращении Виктора Балоги и команды «Единого Центра» к жителям Закарпатья. Этим интересовались корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
На протяжении последнего времени оно вкидывается во все почтовые ящики региона. И если данная жесткая риторика по отношению к центральному правительству абстрактна и не персонализирована, то в адрес нового губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля, который должен стать во главе областного списка политической силы Петра Порошенко, направлены прямые едкие стрелы. «В Киеве разным образом желают сформировать из нашего края пугало мафиозной территории, навести порядок на которой реально только силой, руками собственных «спущенных на парашюте» ставленников», - рассказывает в том же обращении лидер ЕЦ в отношении планов и методов своих основных конкурентов на предстоящих местных выборах.
А ведь всего лишь год назад в отношениях главы государства и Балоги демонстрировалась бескрайняя положительная полоса. На предвыборном съезде «Блока Петра Порошенко» в сентябре прошедшего года все трое братьев Балог - Виктор, Иван и Павел, а также их кузен Василий Петевка выдвигались в качестве партийных кандидатов в мажоритарных округах Закарпатья. Правда, уже через короткий срок, с целью избежать скандала и лишней критики оппонентов, обстановку несколько изменили: представители балоговской семьи проходили в парламент как самовыдвиженцы. Но выборы в их округах прошли без претендентов от БПП, что обеспечило всем Балогам и Петевке уверенную победу.
Семейное влияние в самом Закарпатье только повышалось - новым губернатором стал находящийся в балоговской орбите Василий Губаль, а управление Закарпатского областного совета окончательно монополизировал «Единый Центр», так, как и председатель Владимир Чубирко, и его первый (и единственный) заместитель Михаил Попович считаются членами ЕЦ. Наконец, подбор кадров в управление всех районов области и даже руководителей районных отделов образования и здравоохранения (именно на них в большинстве удерживается пресловутый административный ресурс) в обязательном порядке проходил с учетом мнения Виктора Ивановича.
На сегодняшний день в Закарпатье обширно обсуждают слух о том, что Виктор Балога как бы уже договорился о местном политическом союзе с Олегом Ляшко, а основным контактером в переговорах выступал бывший «единоцентрист», а сегодня депутат от Радикальной партии Юрий Чижмарь.
Возможно, Закарпатье так бы и оставалось под сенью Балог, тем более что с первых дней лета стали появляться упорные слухи, что губернатор Губаль в скором времени возглавит местную ячейку БПП. Но тут произошла «черная суббота» 11 июля текущего года, когда попытка уважаемого семейства напугать своего бывшего политического и бизнес-партнера, депутата, бывшего «регионала» Михаила Ланьо местными «правосеками» закончилась кровавыми происшествиями в самом центре балоговской вотчины - Мукачево.
В итоге не только трое убитых и четверо получивших ранения, но и огромный и очень ненужный воюющему государству резонанс в Украине и за ее пределами, а также довольно обоснованные опасения фактической анархизации и потери руководства над внутренними процессами. И это за 1,5 тысячи километров от линии фронта в зоне проведения антитеррористической операции. У власти в данной ситуации просто не остается выбора, она должна была действовать оперативно и жестко, уничтожая годами устоявшиеся в регионе феодальные по своей сути схемы.
Однако желание жителей столичных Печерских холмов привести к элементарному порядку в Закарпатье Балога воспринял исключительно на свой личный адрес. Само собой, беспокойство было сконцентрировано на страхе потери основополагающего влияния на собственной вотчине. Отсюда все эти выражения Виктора Ивановича о том, что «бывшие, по крайней мере, вначале хотя бы формировали видимость самой низкой демократичности процесса, а сегодняшнее правительство на протяжении года распоясалось так, как Янукович за два». В чем Балога не обманул, так это в своем напоминании о двухлетней дружбе с собственным тезкой, Виктором Федоровичем. В действительности, с ноября 2010 года по декабрь 2012 года он был министром чрезвычайных ситуаций в правительстве Николая Азарова, где был конкурентом с другими «регионалами» разве что на фронте освоения финансовых средств бюджета.
Только в начале 2013 года выкинутый «сине-белыми» на обочину за ненадобностью Балога стал открыто вести войну со своими бывшими коллегами, за что через суд был лишен депутатского мандата младший брат Павел. А уже в процессе прохождения Майдана Виктор Иванович радикализировался до такой степени, что ему способен был бы позавидовать сам Дмитрий Ярош, которому, как рассказывает сегодня Балога, помогал материально еще в те революционные времена.