Служба безопасности Украины реализует программу по амнистии сторонников непризнанных сепаратистских республик (ДНР и ЛНР), добровольно отказавшихся от участия в незаконных вооруженных формированиях (НВФ).
Отметим, летом руководство СБУ объявило о старте программы по возвращению на территорию, контролируемую украинским правительством, граждан, которые добровольно откажутся от сотрудничества с ДНР и ЛНР. Как отмечают в СБУ, активная фаза данного проекта началась с 18 июля. Украинские силовики отмечают, что в указанной программе могут принять участие люди, не совершавшие тяжких преступлений и которые готовы к сотрудничеству с украинскими правоохранительными органами. Такие люди по решению суда могут быть освобождены от уголовной ответственности, предусмотренной для участников террористических группировок.
С чистого листа.
Согласно словам Юрия Тандита, советника главы СБУ, «основным условием является желание этих людей начать все с чистого лист, - изменить свою судьбу». «Самое важное - обращение самого участника НВФ», - отметил журналистам Тандит. Информацию о вышеуказанной программе Служба безопасности пытается распространить через разные каналы: начиная размещением бигбордов на территории проведения антитеррористической операции и сообщениями по телевизионным каналам, которые можно принимать на неконтролируемых Киевом территориях, и заканчивая личными рассказами людей и постами в социальных сетях.
Немаловажную роль в этой программе играют родственники тех людей, которые хотят вернуться на территорию, подконтрольную Киеву. В частности, как раз родственники могут быть каналом коммуникации между участником незаконной группировки и украинскими силовиками. Информацию, которая предоставляется участниками программы о боевиках, Служба безопасности проверяет как через открытые, так и через закрытые источники, устанавливая достоверность данных. «Только потом, используя профессиональные выводы, дается соответствующая оценка и передается информация, в том числе и в суды», - поясняет советник главы СБУ.
Согласно его словам, информация, предоставленная участниками программы о НВФ либо участии российских офицеров и месте расположения вражеских воинских частей, имеет не самое важное значение. Главным, по его мнению, является желание этих людей «начать жить по-новому в Украинском государстве». «Человек, который приходит на нашу территорию и которому оказывают помощь - определенное время фактически находится под наблюдением, но вместе с тем он находится и под опекой спецслужб Украины. Все это делается для его безопасности, чтобы человека не преследовали», - отмечает Тандит.
Правовые сложности.
По словам Тандита, одним из условий участия в вышеуказанной программе является несовершение экс-сторонниками самопровозглашенных республик тяжких преступлений. Вместе с тем, установить такого рода факты может быть крайне сложно, поскольку отдельные районы Донетчины и Луганщины пока не контролируются правительством Украины. Тандит убеждает, что силовики якобы контролируют и те территории. «С учетом наших возможностей, начиная работой волонтерских групп и заканчивая, в частности международными организациями, мы понимаем, что там происходит. С той территории нам доносят довольно много объективной информации», - подчеркивает советник председателя СБУ.
Однако юрист Виталий Погосян, который специализируется, в том числе и на военном праве, более скептически настроен. «На неподконтрольных Украине территориях провести эффективное расследование невозможно. Более того, у нас невозможно провести эффективное расследование даже на близлежащих территориях, находящихся в непосредственной близости к зоне проведения АТО», - отмечает юрист.
Согласно словам Погосяна, пока сложно прогнозировать, когда оккупированные территории вернутся под украинских контроль и когда можно будет разузнать у проживающих на этой территории людей, совершали участники программы какие-то преступления или нет. «Даже если взять украинский Уголовно-процессуальный кодекс, то должны быть доказательства, которые добыты надлежащим образом. Но как можно добыть доказательства против человека, находящегося на оккупированной территории?» - задается вопросом Погосян.
По мнению Тандита, на предложение амнистии откликнуться многие люди, служащие в незаконных бандформированиях. «Это не десятки, а сотни людей. Мы готовы всех оттуда забирать», - заявляет он. Однако, на данный момент речь пока идет только о нескольких десятках амнистированных. Согласно информации СБУ, в текущем году на условиях вышеуказанной программы около шестидесяти человек освободили от уголовной ответственности.
Действительно в «Реестре судебных решений» можно найти целый ряд постановлений, где описаны все обстоятельства участия амнистированных в деятельности НВФ.
К примеру, один из амнистированных прошлогодним летом был медиком-стрелком и охранял блокпост в городе Славянск. В конце февраля текущего года он решил выехать из Донецка и прибыл в подконтрольный правительству Украины Димитров, признавшись правоохранителям в том, что пребывал в ДНР.
Автор: Екатерина Кравец