После того как вчера, 27 августа, было объявлено о достижении компромисса между Киевом и внешними кредиторами Украины относительно реструктуризации внешних долгов страны, украинские еврооблигации резко выросли. Более детально о связи между соглашением, достигнутым Киевом с международными кредиторами, и ростом украинских ценных бумаг узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Новое время" отмечает, что после того, как вчера было объявлено о компромиссном соглашении, достигнутом Киевом в ходе переговорного процесса с международными кредиторами относительно реструктуризации внешней задолженности страны, стоимость украинских ценных бумаг резко возросла. В частности, по информации агентства Bloomberg, украинские евробонды, срок обращения которых завершается в июле 2017 года, подорожали до 70,93 цента на 1 доллар номинала: ценные бумаги прибавили в цене рекордные 15,4 цента.
Государственные облигации, срок погашения которых наступает в апреле 2023 года, подорожали до 70,55 цента за 1 доллар номинала, прибавив таким образом в цене 16,1 цента. Ближайшие украинские ценные бумаги, срок погашения которых наступает в сентябре этого года, выросли в цене до 70,03 цента на 1 доллар номинала: данные евробонды подорожали на 12,8 цента.
Дмитрий Баринов, финансовый менеджер Union Investment GmbH Privatfonds, комментируя рост цен на украинские ценные бумаги, объяснил, что, по всей видимости, сделка является для инвесторов более привлекательной, чем ожидалось ранее. Финансист отметил, что лично у него есть серьезные сомнения в том, Украина будет в состоянии в течение четырех лет погасить все свои долги, поскольку это очень короткий срок. По словам Баринова, создается впечатление, что дело сделано, однако бремя внешней задолженности по-прежнему остается для Украины непомерно тяжелым, и вопрос о необходимости реструктуризации внешних долгов возникнет снова.
В свою очередь Виталий Сивач, трейдер Investment Capital Ukraine, полагает, что компромисс, который был достигнут Киевом с международными кредиторами, поможет поддерживать цены как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. По его мнению, цена на украинские ценные бумаги может подняться в пределах 65-70 центов на 1 доллар номинала.
Яресько билась, как лев - Пасхавер.
Говоря о достижении компромисса с международными кредиторами, стоит отметить роль украинского министра финансов Наталии Яресько – глава финансового ведомства приложила огромные усилия для успешного итога переговоров. В результате украинской стороне удалось договориться о списании кредиторами 3,8 миллиарда долларов внешнего долга – 20 процентов от общей суммы долга, составляющей 19,3 миллиарда долларов. При этом девять кредиторов согласились отсрочить погашение оставшихся 15,5 миллиарда долларов на период с 2019 по 2027 годы.
В этой связи издание "Новое время" поинтересовалось у экономистов их мнением относительно того, как на экономике Украины отобразиться реструктуризация ее внешней задолженности. По мнению Александра Пасхавера, возглавляющего Центр экономического развития, для украинской стороны успехом является вообще само достижение данной договоренности. Упрямая министр финансов сражалась на этих переговорах, как лев, и ее можно с этим поздравить.
Однако возникает вопрос, достаточно ли данной договоренности для Украины в целом. Для страны возможность растянуть по времени оплату внешнего долга означает снижение давления на ее экономику. Государственный бюджет, освобождаясь от такой нагрузки, получает возможность перенаправить средства на другие, более полезные вещи. Однако очень важным моментом является правильное использование этих освободившихся средств, очень важно, чтобы нынешняя власть позаботилась о бизнесе. Если власть начнет о нем заботиться, то бизнес почувствует это, но если начать тратить деньги на разного рода глупости, если начнется воровство, то ничего хорошего из этого не выйдет.
По словам Олега Устенко, исполнительного директора Международного Фонда Блейзера, компромисс, достигнутый по итогам переговоров с кредиторами, был ожидаемым, причем сразу по нескольким причинам. Основной причиной стало то, что в настоящее время, судя по всему, начинается новый широкомасштабный мировой кризис, и каждая из сторон, принимавших участие в переговорном процессе, хотела бы зайти в этот кризис в относительно устойчивом состоянии. Это вынудило обе стороны более быстро двигаться в сторону достижения соглашения.
Комментируя достигнутое соглашение, Устенко отметил, что некоторые из его параметров лично ему не нравятся. Эксперт полагает, что украинской стороне не удалось выжать из переговоров максимум возможного. Например, Устенко ожидал, что ставка будет другой: в настоящее время ее зафиксировали на отметке 7,75 процента – и это просто огромная ставка. Это означает, что Украина ежегодно будет платить фактически 1 миллиард долларов за обслуживание только лишь уже списанной части своего внешнего долга. Не нравится эксперту и вариант с увеличением сроков по распискам. Устенко полагает, что идеальным для украинской стороны вариантом стало бы списание меньшей части долга с одновременным увеличением как минимум на 10 лет периода обращения долговых расписок, тогда как Киев договорился об увеличении периода обращения только на 4 года. Тем не менее такая договоренность все равно лучше, чем ничего.