«Риторика и действия Кремля показывают, что возвращать Донбасс в Украине там не сбираются, по крайней мере, в ближайшее время», - пишет журналист Роман Цимбалюк в статье для УНИАН.
В Москве постоянно обвиняют Киев в срыве Минских соглашений, но контроль над государственной границей между Украиной и Россией возвращать не собираются, хотя это тоже пункт договоренностей, подписанных Россией в столице Беларуси. Фактическое отсутствие границы между Россией и оккупированными районами Донецкой и Луганской областей способствует встраиванию ДНР и ЛНР в политическое пространство Российской Федерации. В самопровозглашенных республиках уже созданы партии наподобие «Единой России». Российские генералы командуют российскими же офицерами, в подчинении которых находятся российские солдаты на российской военной технике.
Но кремлевская пропаганда продолжает талдычить о гражданской войне на востоке Украины. Заканчивается лето, наступает новый политический сезон – и следует ждать очередных ужастиков про распятых детей, снегирей и рабов в Украине. Жизнь рядовых граждан ДНР и ЛНР мало тревожит российскую пропаганду – она предпочитает говорящие головы в военной форме из числа местных коллаборантов и «добровольцев» из России, которые рассказывают о мнимых жертвах укропов и жидобандеровцев.
Разговоров о походе на Киев или хотя бы Харьков уже нет. Донбасс теряет внимание российской публики, поэтому ему сегодня отводится на телеэкранах места не больше, чем любому другому российскому захолустью. А о жизни российской провинции можно узнать только при визите туда первых лиц государства российского или происшедшем там ЧП с многочисленными жертвами. Так было и после захвата Крыма – эйфория «Крымнаш» сошла на нет, и сейчас о полуострове вспоминают разве что в связи с погружением Путина в иностранном батискафе на дно морское.
Оккупированный Донбасс начинает жить по российским меркам, а они далеки от идеала. Российские регионы сокращают расходы на образование, медицину, соцобеспечение – рубль ведь валится, а Москва только обрезает помощь регионам. И население ДНР и ЛНР уверяют, что на дешевом российском газе восстановленные предприятия станут рентабельными.
Но на что рассчитана промышленность Донбасса? Уголь и металл. Именно эти украинские товары жестко конкурируют с российскими на мировых рынках. Захочет ли Москва взращивать конкурентов? Как-то не верится. Да и куда продать товары из не признанных мировым сообществом республик? Разве что в Южную Осетию или Абхазию. Но столько металла, а тем более угля им не нужно.
За оккупированными территориями Донбасса закрепляется статус «серой зоны». После наступления настоящего перемирия начнут туда возвращаться люди, но из-за отсутствия работы и военного режима вскоре они опять сбегут – в Украину или в Россию, если последняя не опустит железный занавес перед отработанным материалом.