Украинскому правительству удалось достичь отсрочки погашения долга перед международными кредиторами, тем самым было найдено решение главных пробоем. Однако Александр Голынский, эксперт Sberbank CIB, в своей статье для РБК пишет, что единственное, что еще не удалось решить властям в Украине, что будет с российскими еврооблигациями. И в случае отсутствия решения этого вопроса в декабре, вполне вероятно, что дефолта Киеву не избежать.
Тактическая победа Украины.
Украинское государство в минувший четверг, 27 августа, заявили, что они договорились с иностранными кредиторами провести реструктуризацию государственного и находящегося под гарантией государства долга, общая сумма которой составляет восемнадцать миллиардов американских долларов. Украине спишут двадцать процентов всей суммы долгов, и разрешат отсрочку всех выплат на четыре года. В то же время власти страны включили в рамки реструктуризации и так званные еврооблигации России в сумме трех миллиардов долларов, которые еще при власти Виктора Януковича выпустили в конце 2013 года в пользу российского ФБН, и погасить которые нужно в декабре 2015 года.
Конечно, списание хотя бы двадцати процентов долгов для Киева – это тактическая победа. Самое основное, чего добилась украинского сторона – это соглашение, которое было бы приемлемым и для комитета частных кредиторов, и для Международного валютного фонда. А Украина благодаря успешному завершению такого непростого переговорного процесса, может надеяться на хотя бы пару лет стабильности в финансовой сфере, которую сможет подкрепить отсрочка на четырехлетний период выплаты частного долга. Официальные же кредиторы, в свою очередь, будут в дальнейшем предоставлять кредиты Киеву. Ожидается, что в текущем и следующем году официальный сектор Украины сможет получить кредиты на сумму, превышающую двадцать миллиардов американских долларов.
Но, как известно, просто так ничего не происходит, и цена компромисса отражается в условиях списания долга. Инвесторам, давшим согласие на списание Украине части долга, можно рассчитывать на такую компенсацию, сумма которой даже не придет в голову самым продвинутым участникам рынка. Кроме того, важно отметить, что в соглашении предусматривается появление нового долга, проявляющегося в виде никем не ожидаемых кратковременных займов. Период их использования может составлять не более шести лет. В конце концов у инвесторов появится возможность восстановления стоимости (VRI), что принесет им новые источники прибыли в период с 2021 по 2040 годы на тот случай, если размер валового внутреннего продукта будет превышать согласованные рамки с сможет удовлетворить определенные критерии.
Александр Голынский также считает, что украинским властям необходимо работать над поправками в законодательную базу. На текущей пленарной неделе они должны быть рассмотрены депутатами Верховной Рады, а президент Петр Порошенко поставит под ними подпись. Уже до середины сентября Минфин Украины намерен отправить согласованное на юридической основе предложение касаемо обмена в адрес всех держателей списанного долга. Базируясь на все предложения, ожидается, что инвесторы будут голосовать за каждую отдельно выпущенную облигацию. С учетом достаточно приемлемых условий предлагающегося соглашения и факт того, что немало экспертов в комитете частных кредиторов являются владельцами частных облигаций, весьма вероятно, что итоги голосования станут успешными.
Россия стала исключением.
Эксперты раздела «Новости мира» журнала «Биржевой лидер» отмечают, что, несмотря на весь оптимизм касаемо списания долга Украине, в действительности, не все так и радужно. Так, в четверг, 27 августа, глава российского Министерства финансов Антон Силуанов заявил, что Кремль не намерен принимать предложение министра финансов Украины Натальи Яресько, которая просила РФ стать участницей списания долга на общих условиях. Надеяться на то, что Кремль как-то поменяет свою позицию, не стоит. Так же не факт, что Российская Федерация решит требовать у Киева досрочно погасить свои еврооблигации.
Скорее всего, переговоры РФ и МВФ и далее будут иметь место, и главным вопросом дискуссий станет присвоение российским еврооблигациям статуса официального, а не частного долга. Принимая во внимание факт того, что данные документы были выпущены в пользу ФНБ и ставка их была явно не рыночная, позицию Кремля можно понять. Внутренние правила МВФ гласят, что фонд не может финансировать страну, имеющую просроченные платежи по официальной задолженности.
А если успех все-таки будет достигнут, документы будут исключены из общих рамок списания, и в декабре Украина должна буде погасить. В таком случае Киев будет расплачиваться за российские евробонды деньгами, которые выделит Международный валютный фонд. Вот этот сценарий аналитики считают самым вероятным.
Если сработает пессимистический сценарий и до декабря не будет достигнута договоренность по поводу статуса этих бумаг, Киев может не расплатиться за предоставленные Россией облигации. При таком раскладе сил, в соответствии с постановлениями Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA), Украину признают дефолтной страной, украинские CDS-контракты приведут в действие, тогда как Россия обратится в международный суд с целью взыскания задолженности.