Государственным ипотечным учреждением (ГИУ) выражена готовность к покупке ныне неплатежеспособного, а ранее украинского универсального коммерческого «Дельта банка». Об этом 5 сентября информирует «Биржевой лидер» со ссылкой на заявление директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) Константина Ворушилина.
С его слов, ФГВФЛ, в соответствии со своим предназначением, ищет наименее затратные способы вывода с рынка этого неплатежеспособного банка.
Мог ли бы один из таких способов заключаться в том, чтобы взять частично активы, находящиеся в залоге с рефинансированием Национального банка Украины, и частично обязательства по выплатам Фонда в лимитах гарантированных финансовых сумм? Об этом публично размышлял господин Ворушилин, упомянув и о предложении туда передать активы и заложенные от ГИУ, Укрэксимбанка и Ощадбанка обязательства. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что для этого необходимо понимание Кабмина, поскольку НБУ против этого возражает, не желая создания еще одного государственного банка.
Ворушилину задали вопросы о том, поддерживает ли лично он данную потенциально коррупциогенную идею, и есть ли у него готовность под затею Госипотеки передать последние оставшиеся в «Дельта Банке» живые банковские активы? На это он ответил, что для Фонда выгоднее и целесообразнее в переходное банковское учреждение отдать «Дельта Банк».
ФГВФЛ передает активы вновь создаваемому банку, а уже он со вкладчиками рассчитывается.
Такая модель поведения Фонда, в соответствии с пояснениями Константина Ворушилина, диктуется принципом наименьших для ФГВФЛ затрат во время выведения с рынков тех или иных банков, который есть определяющим согласно закону про систему гарантирования банковских вкладов.
При осуществлении этой модели Фонд сэкономил бы на выплатах, и не пришлось бы ему заниматься процессом реализации активов «Дельта-банка». Да и директор-распорядитель ФГВФЛ не уверен, что его ведомство 5 млрд. выторговало бы на таких активах. Ведь часть там уйдет к НБУ, а еще часть к Укрэксимбанку уйдет, потом же начнутся дискуссии и споры с ГИУ и Ощадбанком, сколько и кому делить.
Константин не видит целесообразности в том, чтобы заживо «одним махом» хоронить и живую еще часть в бизнесе «Дельты», так как там находится, как он выразился, ряд вполне живых и работающих активов.
С его слов, целью для ГИУ есть нахождение в перспективе конечных покупателей, потенциальных инвесторов. На замечание, что будет, если ничего у ГИУ не получится, и в результате там лишь руками разведут и скажут, что они не смогли, отделался Ворушилин фразой: «Это будет уже не наша ответственность».
Госипотеку обвиняли в коррупции.
В середине декабря прошлого года в Брюсселе глава отечественного Минфина Наталия Яресько в ходе своего рассказа о наших реформах поведала европейцам, что уже к концу 2014 года подадут необходимые законопроекты и Бюджетный кодекс. А в Киеве в это время устроили пикетирование зданий ее министерства, Кабинета министров и Генеральной прокуратуры. Пикетчики выдвигали требования проведения люстраций и избавления от гнета ненасытных бюрократов, пригревшихся в Государственном ипотечном учреждении еще со времен Азарова и Януковича.
На пикетах были лозунги типа «Прочь руки от наших жилых квартир!», «Ворует ГИУ по-прежнему!», «Зоца и Камуза под следствие!». Звучали призывы расследования деятельности руководителя правления ГИУ и первого его заместителя. Обвиняли их в использовании коррупционных схем. Говорили, что чиновниками прошлой обанкротившейся власти отбирается жилье у людей.
Получается, что Государственное ипотечное учреждение, в обязанности которого входит защита граждан Украины, само на них наживается. И руководитель ГИУ вместе со своим окружением подпадают под действие закона о люстрации. Они являлись еще доверенными лицами сбежавшего Азарова и находятся вроде в розыске уголовном. Поэтому должны быть серьезные государственные проверки всего этого. Вот пикетчики и пришли, передав, в частности, письменные обращения в прокуратуру. Участвовавшая в пикетах Наталья Левицкая, например, была уверена, что на данных лиц уже необходимо уголовные дела возбуждать, потому что из-за их поведения многие граждане оказались на грани лишения жилья.
Изначально соответствующей госпрограммой предусматривались ипотечные кредиты под три процента годовых, поэтому казалось, что образование ГИУ есть важным шагом Украины по пути развития ипотеки. Однако теперь данное учреждение, имеющее бюджет на миллиарды гривен, осуществляет обслуживание менее сотни семей ежемесячно. И льготной ставкой сейчас являются не 3% годовых, а более 17%. Пикетчики уверены, что произошла фактически подмена функций ГИУ и превращение его в какую-то совершенно неприемлемую коррупционную контору.
По мнению экономического эксперта Бориса Кушнирука, ГИУ на сегодняшний день занимается созданием возможностей для коррупции. Это же противоестественно закладывавшейся в его деятельность философии. Поэтому лучше дать отпор Госипотеке в нынешнем ее виде сейчас, но не ждать, когда такой ответ не будет уже никому не нужен. Стоит ли ожидать третьего по счету Майдана из-за кучки ненасытнейших бюрократов?!