По истечении полутора лет с момента победы Революции достоинства, о необходимости вернуть в государственную собственность похищенное сбежавшими представителями преступного режима Януковича опять стали говорить в законодательном украинском органе. В этот раз тема была поднята членами премьерской фракции - Татьяной Черновол и Олегом Барной. Указанные выше деятели, подготовили проект нормативно-правового акта, который, при условии, что он будет принят парламентом, позволит национализировать расположенные на территории Украины активы до настоящего времени принадлежащие беглому бывшему президенту Януковичу и его подельникам, без необходимости привлекать к этому судебные органы, пишет издание «Фокус».
Указанный проект нормативного акта спровоцировал серьезную полемику в стенах Верховной Рады. В частности, представитель пропрезидентской фракции Сергей Лещенко опубликовал свое мнение в социальной сети. Из его поста следует, что такой закон, если будет принят, спровоцирует массу исков, направленных в различные международные судебные институции, которые Украина, по его мнению, скорее всего, проиграет, и вынуждена будет платить крупные компенсации из госбюджета.
Кроме того, группа экспертов ВР, занятая проблемами реализации евроинтеграционных документов, после того как изучила этот законопроект заявила, что основная идея содержащаяся в нем – отчуждение имущества без судебного решения - вступает в конфликт с положениями Основного закона. В то же время, одни из авторов этого документа - Татьяна Черновол, заявляет, что тут имеется в виду некий инструмент, предусматривающий «специальную конфискацию». Помимо того она отмечает, что возврат в госсобственность имущества беглого экс-президента никоим образом украинской нормативной базе не противоречит. При этом она указывает на нормы международного права, и в частности на Конвенцию, принятую Организацией Объединенных Наций, направленную на противодействие коррупции. Как известно, она была в свое время ратифицирована Украиной. Тем не менее эксперты полагают, что несмотря на признанное доминирующее положение международного права над национальным, оно все же не может вступать в противоречие с положениями украинского Основного закона. Также отмечается, что упомянутая госпожой Черновол Конвенция не предусматривает возможность отчуждения имущества без судебного вердикта. А собственно сама процедура, именуемая «специальной конфискацией», вообще ни водном международном нормативе не упоминается.
Кроме того, с особым вниманием отнеслись и к перечню лиц, на собственность которых может распространить действие этот закон. Авторы потрудились внести их имена в текст нормативного акта. Как отмечает специалист в политической области - Сергей Таран, представители ближнего круга Януковича, как правило, не позволяли себе официально вступать во владение украденными активами – все делалось либо через подставных лиц, либо через родню. Таким образом, приложение к проекту закона в виде списка 22 фамилий является основной причиной, по которой закон был подвергнут суровой критике. Что любопытно, среди прочих, в перечне упомянуты такие деятели как Юрий Бойко и предприниматель Дмитрий Фирташ. Также, там упомянут и Сергей Левочкин. В этой связи общественник Карл Волох, неоднократно высказывающийся в поддержку упомянутого выше документа, рассказал, что в доработанном законопроекте перечень фигурировать не будет, а в положениях прописана будет только возможность национализации заблокированных средств, добытых преступным образом.
Проект закона противоречит всем международным нормам – Пискун.
В этой связи Святослав Пискун, прежде занимавший должность генерального прокурора Украины отметил, что в том случае, если представители законодательного органа намереваются проголосовать за проект закона направленный на отчуждение имущества конкретных людей, то это очень трудно назвать законодательной деятельностью. Суть закона состоит в том, чтобы он имел более широкое применение на протяжении длительного времени и был достаточно универсален. Таким образом, Святослав Пискун признал, что совершенно не может понять логики авторов, внесших в его текст список имен. Что делать если вдруг выяснится, что преступников больше? Он отмечает, что правоохранительные органы обладают достаточно широкими полномочиями для того, чтобы возвратить все украденное в казну.
В числе прочего экс-генпрокурор отметил, что европейское законодательство предусматривает только то, что власти могут заблокировать счета и активы полученные в результате преступной деятельности, но конфисковать их можно будет только после того, как суд рассмотрит иск и примет положительное решение – не ранее. Власти Украины подписали документ признающий верховенство европейского законодательства над национальным, отмечает Святослав Пискун. Ни одна статья украинского Основного закона не вступает в противоречие с нормативной базой объединенной Европы. Резонанс, который вызовет этот закон в цивилизованных странах предсказать трудно, отмечает Святослав Пискун. Таким методом можно дойти до того, что кто-нибудь внесет в законодательный орган проект, согласно которому граждан можно будет отправлять за решетку, минуя суд, иронизирует бывший генеральный прокурор. У этого нормативно-правового акта имеются все признаки популистского закона, полагает Пискун. По его словам удивительно то, что этот документ вообще всерьез рассматривают в ВР.