Во вторник Рада принимала решения по кадровым вопросам. лишь с пятой попытки получилось отозвать с должности многолетнего завхоза Рады Валентина Зайчука. Вопрос об увольнении министра здравоохранения Александра Квиташвили был перенесен на четверг, но министр даже не появился в сессионном зале, хотя депутаты настаивали.
За вице-премьер-министра Вощевского и вовсе голосов не хватило. Специалисты рассказывают, что в коалиции банально отмечен дефицит голосов. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Уши «почти министра» Зайчука.
Голосование по увольнению руководителя аппарата Рады проходило не совсем гладко. Сам он метался по кулуарам и, исходя из выражений лиц при беседе с депутатами, уговаривал их проголосовать «за». Вопрос отставки сложный: играет роль вес обязанности. Дело совершенно не только в управлении всеми деньгами Рады и ее активами (изрядно понизившимися год назад — санатории «Нижняя Ореанда» и «Дюльбер» остались в оккупированном Крыму). Хоть и контроль над средствами в количестве 752 миллиона гривен — приятные хлопоты. Основное — возможность влиять на осуществление тех либо других проектов закона через круги парламентской бюрократии. По сообщениям собеседников «Вестей», за процесс проекта закона «средней руки» через экспертное управление в 2010–2014 годах якобы желали 5–10 тысяч американских долларов (в определенных случаях суммы, рассказывают, доходили до 20 тысяч американских долларов).
Между прочим, по сообщениям некоторых собеседников, в кризисную обстановку работники управления стали и сами помогать писать проекты закона (цена вместе с положительным выводом — 20 тысяч гривен). Аналогичные тарифы у «коммерческих», лоббистских, проектах законов определялись за некоторые другие этапы оборота документов. «Обязанность — лакомый кусочек. По статусу руководитель аппарата способен приравниваться к министру, правда, такой самостоятельности он не имеет, ведь спикер Рады способен аннулировать его решения, — рассказал источнику, бывший народный депутат Тарас Черновил. — Я полагаю, Зайчука попросили уйти, чтобы поставить на его кресло собственного человека: Гройсман желает сотрудничать только с тем, кому доверяет лично».
Сами народные депутаты пока не знают, кого определить вместо Зайчука. Это обязанность для непубличной, но лояльной личности: по предположению политолога Владимира Фесенко, таким способен являться помощник Гройсмана из Винницы. По всем параметрам подошел бы Владимир Слышинский, в бытность Гройсмана мэром Винницы трудившийся его заместителем, а в настоящее время — исполняемый обязанности руководителя аппарата. «Знаю, что Зайчука запугали, и он принял решение отправиться в отставку. Хоть он был профессионалом, равноудаленным от всех, и всегда в курсе того, что осуществлялось в Раде», —рассказал народный депутат Юрий Павленко из «Оппозиционного блока».
На Минздрав – Тодуров или Богомолец.
Подать голоса за отставку Квиташвили так и не получилось — министр просто не явился на заседание. Но источнику рассказали о возможных кандидатурах: в БПП приняты на рассмотрение народный депутат Ольга Богомолец, глава Киевского центра сердца Борис Тодуров и соучредитель одной из столичных клиник Виктор Рыбчук. Со слов Владимира Фесенко, скорее всего, место в кресле предложат Богомолец, но предоставит ли она на это согласие — остается вопросом. «Цель — взять под руководство министерство, стать антикризисным менеджером и конструктивным реформатором. Тут требуется сильный администратор, который восстановит работу, поставит собственных людей и построит отношения с парламентом, премьером и главой государства. А вокруг Богомолец уже неоднозначная обстановка», — подчеркивает он.
Корреспонденты наладили связь с Борисом Тодуровым: он рассказал, что к должности готов, но официального предложения еще не предоставлялось. «Разговоры проводятся уже на протяжении нескольких месяцев, но обо всем можно рассказывать только после официального заявления», — говорит хирург. Что относится к возможной отставке Валерия Вощевского, то большинство народных депутатов полагают, что после его отставки требуется убрать должность вице-премьера. «Должность вице-премьера была сформирована искусственно и определить кого-то после Вощевского нельзя», — говорит в кулуарах Рады народный депутат Николай Томенко.
Коалицию продолжает лихорадить.
Дефицит «штыков» даже за такие обычные моменты, как увольнение должностных лиц, в кулуарах расценили как «сигнал» о распаде коалиции. Политологи полагают, что члены мелких фракций открыли игру на досрочные парламентские выборы. И неприятие объединительных тезисов «Батькивщиной» и «Самопомощью» повлияло на их голосование — жали кнопки вразброс.
«Коалиция де-юре еще есть, но фактически она уже развалилась. Как этот корабль поплывет дальше, узнаем после местных выборов», — рассказал политический эксперт Вадим Карасев. «Посмотрите, сняли того же Зайчука аж с пятой попытки. А ведь назначить будет еще труднее, — отметил Владимир Фесенко. — Какую бы должность ни предложили на главу аппарата, будут вопросы».