Изменения, произошедшие в украинском обществе за минувшие полтора года, описал Сергей Жадан. Он утверждает, что для украинцев война стала некой точкой самоопределения. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В рамках интервью известный украинский поэт Сергей Жадан рассказал о своих впечатлениях от изменений в украинском обществе недавнего времени. Присутствие в стране войны литератор называет важным фактором, который активизировал прогресс в каждом из украинских граждан. По убеждению поэта, мнение о том, что за последние полтора года Украина совсем не изменилась, является ошибочным.
Люди, не наблюдающие прогресса, отмечают, что в стране зверствует та же коррупция, политики такие же продажные, а граждане переживают такое же послереволюционное разочарование, которые уже переживали после Оранжевой революции. Тем не менее Жадан уверен, что изменения есть, даже если на данное время они не слишком видны. В то же время ошибочно думать, что изменение связаны революцией или сменой власти в стране.
Изменения, произошедшие в украинском обществе, связаны с войной. Поэт подчеркивает, что для многих украинцев именно война стала точкой самоопределения и индивидуального позиционирования. Когда государство оказалось в опасности – люди действительно осознали, что они являются украинскими гражданами.
Вне зависимости от их отношения к Революции достоинства и идеям, которое отстаивал Майдан, изменения произошли в каждом человеке. В военное время для множества граждан главным становится то, что есть страна, и есть ее враг. Поэт отмечает, что можно называть происходящее на Донбассе по-разному – антитеррористическая операция, гражданская или гибридная война. Суть событий остается неизменной – в регионе есть угроза со стороны агрессора.
Для общества в самом деле угроза государству стала некой точкой перезагрузки, для многих украинцев именно в этом месте, по мнению литератора, проходит линия прошивки. Однозначно, что во многих регионах можно наблюдать разное отношение к языку, религии, и выборе дальнейшего пути государства. Но если речь заходит о будущем существовании или невозможности существования страны как таковой – разногласия отсутствуют.
Жадан отмечает, что подобная ситуация фиксируется и в западной части и в восточном регионе Украины. Тем не менее, по-прежнему присутствуют некоторые острые вопросы, которые война не стерла, а наоборот, только усугубила. Одним из таких вопросов является взаимосвязь между Востоком и Западом. В то время, когда началась реализация российской агрессии – население повело себя по-разному.
Часть жителей западного региона пошла на фронт добровольцами, от мобилизации не уклоняется или активно занимается волонтерской работой. Параллельно с этим есть граждане, которые заняли иную позицию. Вторая группа людей утверждает, что Донбасс никогда не позиционировал себя как часть украинской территории, там жители «размахивают российскими флагами и издеваются над украинскими пленными». От людей из второй когорты можно услышать предложения о возведении стены, утверждение о том, что украинским военным незачем гибнуть на Донбассе.
Донбасс – не аппендицит, а территория с 2 миллионами живых людей – Жадан.
Точку зрения второй группы людей Жадан называет непросто чуждой для себя, а в некоторой степени даже безответственной. Сторонники этой позиции считают допустимой возможность разбрасываться территориями страны и проживающими там гражданами. С точки зрения этих людей огромный кусок территории государства, где проживает несколько миллионов людей, рассматривается как некий геополитический аппендицит, избавиться от которого можно безболезненно.
По мнению поэта, никто из граждан, придерживающихся такой позиции, не понимает, что проживающие на территории Донбасса 2 миллиона человек также являются живыми людьми. То есть, обсуждаются вопросы будущего 2 миллиона судеб, такого же количества биографий, разных взглядов на жизнь, 2 миллионов конкретных ситуаций. А то, что Донбасс воспринимается как территория, с применением обезличивания, обесчеловечивания, по словам Жадана, ему очень не нравится.
Такая позиция характеризует не очень хорошо самих людей, которые ее придерживаются. Поэт отмечает, что люди, которые кричат о революции достоинства, воинах света и добра, параллельно называют своих сограждан, которых ранее никогда в лицо не видели, орками, предателями и ордой, его огорчают. Такое отношение к населению своей страны показывает, что его сторонники рассматривают других людей, как безликие существа.
В то же время наблюдает литератор подмену сути понятия «патриотизм». Патриотами сейчас некоторые украинцы называют только тех, кто ходит в вышиванке и с сине-желтым флагом в руках. Жадан уверен, что в этой ситуации большинство вещей зеркально, люди просто не замечают, насколько часто они повторяют то, что звучит с другой стороны, антагонистической.
Украинцев противники называют фашистами, поскольку взглядов их не разделяют, для украинских граждан характерно называть тех, кто думает иначе, орками. При этом полутонов фактически не существует, мир разделен на черное и белое. Такая позиция удобна тем, что избавляет от личной ответственности, но не более того.