«Трагические события под помещением ВРУ 31 августа и последовавший за этим арест сразу нескольких «свободовцев», которых ныне обвиняют в участии в массовых беспорядках, подняли вопрос объединения двух основных националистических столпов Украины – «Свободы» и «Правого сектора», - пишет «Главком». Причем действия известных «свободовцев» под парламентом на второй план задвинули скандал с «правосеками» в городе Мукачево, а Д. Ярош даже выступил с личным заявлением о том, что украинцев отчаянно подталкивают к «пути нового кровавого бунта».
«ПС» и «Свобода» - есть ли совместное будущее?
Многие СМИ сразу же подхватили такое неожиданное потепление в отношениях, по сути, постоянно конкурирующих политдвижений в стиле – «Свобода» и «Правый сектор» объединяются». Но при этом, кроме громких заявлений и разных общих деклараций, ни о какой-либо конкретике не идет речи. Разговоры об объединении современных националистов уже не впервые ходят. Во времена Революции достоинства у внезапно появившегося «Правого сектора» оказался имидж едва ли не первоочередной движущей силы перемен, в то время как «Свобода» много потеряла в поддержке. Вместе с тем в ВРУ не попали ни те, ни другие – «Свободе» чуть-чуть не хватило для официального преодоления барьера (и не в последнюю очередь по причине того, что около 1,8% голосов ультраправых резко «откусил» все тот же «Правый сектор»). Вероятно, что если бы политпартии тогда заявили о едином походе на выборы, сейчас правые были бы представлены в парламенте внушительнее.
Один из немногих нынешних «свободовцев»-мажоритарщиков, который попал в Раду, А. Ильенко признает, что проходит процесс «углубления и сближения»: «Конечно, есть некая разница в идеологии и подходах между нами, но она намного меньше, чем с иными партиями. Но о объединении пока не идет речь». Отрицают планы о полном слиянии партий и в том же «Правом секторе»: «Никакой конкретики нет, мы не идем на эти выборы, а «Свобода», насколько мы вообще знаем, уже выдвинула своих кандидатов».
При этом в «ПС» перечислили несколько причин, по которым они отказались от личного участия в выборах: «Основная причина – деньги, нет необходимых ресурсов для того, чтобы бороться с «гречкосеями», также очевидно, что эти выборы сфальсифицируют. Но вот на досрочные парламентские, если они все же будут, мы, вероятнее всего, пойдем, потому что всеукраинскую кампанию нам вести будет легче, нежели местную». Сам Ярош отчетливо признает, что у «Правого сектора» пока существует множество проблем во всем партийном строительстве. И поэтому гипотетически союз со «Свободой», у которой, даже несмотря на все проблемы, имеется развитая партийная структура, эту брешь мог бы закрыть, поскольку «ПС» пока что больше является военно-политическим проектом, чем реальной партией.
Но в преддверии очередных выборов четкая объединительная риторика выгодней «Свободе». По последним проводимым социсследованиям, «ПС» опережает «Свободу», но его неучастие именно в местных выборах и демонстрация полного единства со «Свободой» «адептам Тягнибока» позволяет попастись непосредственно на электоральном поле все тех же «правосеков». И хотя электорат данных партий схожий, в рядах современных «революционных романтиков» из «ПС» более чем хватает скепсиса именно по поводу себя запятнавших неоднозначным походом в высшую власть и засветившихся в скандалах «свободовцев». Равно как и в самой «Свободе» «Правый сектор» считают «ненастоящими» националистами. Это другая серьезная помеха на пути к полноценному слиянию.
Политолог В. Фесенко считает, как сообщают специалисты издания «Биржевой лидер», что «революционер» Ярош сейчас просто не готов к выборам и брать на себя не хочет ответственность за множество случайных людей, которые смогли бы воспользоваться франшизой «ПС»: «Он эту проблему перекинул на «Свободу», но это никак не значит, что будет какое-то объединение. На выборы-то именно «Свобода» пойдет, у которой рейтинг намного меньше, чем у того же «Правого сектора» – и не факт, что будет иметь место переток голосов. Да, отчетливо звучат призывы к единству, но оно быть может в разных формах. Революционный бренд «ПС» сильно раскручен, и я определенно сомневаюсь, что даже если вдруг захочет этого Ярош, многие сторонники захотят от него отказываться. Может быть некоторый политический союз, но от брендов пока никто не готов отказаться».
Если «Свобода» сегодня идет на выборы, то вот в «Правом секторе» вообще не определились с последующим форматом собственного позиционирования. «Отношения с госвластью у нас заморожены – она ведь не знает, что с нами дальше делать, а мы не можем увидеть способа ее благополучно отстранить, чтобы это не завершилось катастрофой для Украины, – говорит источник в «ПС». – Мы хотим ее заставить исключительно работать в интересах страны и там, где она отказывается, готовы активно противодействовать. Сейчас у нас есть внутренние поиски – или полностью переходить в политическую плоскость, или сохранять свою военизированную структуру, но с официальным способом по ее легализации». В итоге, пока «ПС» во «внутренних поисках», у «Свободы», которая на данных местных выборах осталась одна на всем правом фланге, появляются отличные шансы восстановить явно теряемые позиции.