Подписанный президентом Украины Петром Порошенко закон "Об электронной коммерции" должен открыть украинской онлайн-торговле путь на европейский рынок, однако на этом пути, предупреждают эксперты, есть еще и некоторые подводные камни. Более детально мнение экспертов о том, удастся ли в итоге украинской электронной коммерции пробиться на европейские рынки, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Форбс-Украина" отмечает, что проголосованный украинским парламентом 3 сентября закон "Об электронной коммерции", под которым уже поставил свою подпись глава государства, ранее активно обсуждался на протяжении более чем трех лет. Данный закон, который в конечном итоге так и не учел всех пожеланий юристов, бизнесменов и общественности, все-таки дал западным партнерам Украины четкий сигнал: для государства самые передовые технологии в ведении бизнеса не только не чужды, но еще и должным образом регламентированы уже на государственном уровне. После того как Порошенко подписал закон, стоит ожидать вхождения в европейское рыночное поле получившей законный статус украинской онлайн-торговли, однако, как предупреждают эксперты, на этом пути есть несколько подводных камней.
Об этих самых подводных камнях предупреждает, в частности, помощник юриста юридической фирмы "Астерс" Наталия Дикая. В период с 2010 по 2015 год в европейских странах объемы онлайн-продаж выросли на 36,8 процента. Однако до сих пор остаются некоторые сферы, которые не спешат с переходом в электронный формат. Например, издание Bloomberg Businessweek привело данные, согласно которым до сих пор отказываются продавать свои товары через Интернет около 40 процентов брендов категории люкс.
Стойкое нежелание данных брендов выходить в просторы Сети вполне понятно, ведь для игроков класса люкс ключом к успеху является безупречная репутация, обеспечиваемая при помощи системы селективной дистрибуции. При этом набор требований, предъявляемых к дистрибьютору, минимален: требуется поддерживать имидж бренда, магазин должен быть оформлен соответствующим образом, у персонала должен быть высокий уровень квалификации, и так далее.
Без установления строго контроля за онлайн-дистрибьюторами обеспечение безупречности имиджа люксового бренда является практически невозможным. Новая практика конкурентных ведомств уже продемонстрировала: далеко не во всех компаниях понимают, что определенные формы контроля над онлайн-дистрибуцией и определенные формы ее ограничений могут быть классифицированы как вертикальные антиконкурентные соглашения, нарушающие нормы украинского законодательства.
После того как в 2010 году был принят Регламент ЕК по вертикальным соглашениям, в Евросоюзе запрещается каким-либо образом ограничивать права дистрибьюторов на продажи товаров онлайн. Украина должна будет также имплементировать данный регламент на протяжении трех лет после вступления в силу Соглашения об ассоциации, хотя уже сегодня практика украинского антимонопольного комитета ориентируется на подход к оценке вертикальных ограничений, принятый в Европейском Союзе.
Какие ограничения являются недопустимыми для онлайн-продаж?
Руководство ЕК по вертикальным ограничениям разъясняет положения регламента, запрещает ограничивать дистрибьюторов в праве на онлайн-продажи, причем как на активные продажи, когда клиентов целенаправленно привлекают с "чужой территории" путем, например, рассылки электронных писем, так и на пассивные, когда покупатели из "других территорий" обращаются к дистрибьютору без каких-либо целенаправленных действий со стороны последнего по их привлечению.
Дистрибьюторов, в частности, запрещается обязывать отказывать в доступе к своему интернет-ресурсу или в автоматическом порядке перенаправлять покупателей с "чужой территории", в том числе и с эксклюзивной, на интернет-ресурсы дистрибьюторов, за которыми эта территория закреплена.
Запрещается также отказывать дистрибьютору в праве продажи товара или оплате в случае, если покупатель, согласно данным его банковской карты, относится к закрепленной за другим дистрибьютором территории. Также запрещено устанавливать разного рода ограничения на долю онлайн-продаж, например, требовать от дистрибьюторов продавать через интернет-магазин не более 50 процентов товара. Помимо этого, запрещено требовать от дистрибьюторов платить за предназначенный для онлайн-продаж товар больше, чем за товар, предназначенный для продаж в привычном магазине.
В основу данных запретов был заложен принцип недопущения дискриминации онлайн-дистрибьюторов по сравнению с теми, кто продает товар в традиционных торговых точках: требования к обеим категориям должны быть одинаковыми, чтобы избежать демотивации у дистрибьюторов использовать для реализации товара просторы сети Интернет.
Учитывая то обстоятельство, что со стороны Антимонопольного комитета Украины так и не было озвучено никаких официальных разъяснений относительно оценки вертикальных соглашений, украинским производителям, разрабатывающим свою электронную систему дистрибуции, следует ориентироваться при ее создании на вышеуказанные подходы, принятые в Европейском Союзе.