Валентин Наливайченко два раза занимал должность главы Службы безопасности Украины (с 2006 по 2010 и с 2014 по 2015 годы). В интервью журналисту издания «Гордон» он отказался подтвердить наличие связей с экс-руководителем администрации Януковича Сергеем Левочкиным, а нынешние власти назвал виновными в том, что сейчас с новой силой возрождаются коррупционные схемы и офшоры. Больше подробностей узнавали эксперты раздела «Новости Украины» интернет-издания «Биржевой лидер».
Перед тем как Верховная Рада Украины проголосовала за отставку Наливайченко, в стенах здания высшего законодательного органа страны распространились слухи, что лоббистом этой отставки является непосредственно украинский президент Петр Порошенко. Однако назвать повод неудовлетворения деятельности экс-главы СБУ президент так и не смог. Что же касается самого Наливайченко, то он уверен, что его решили лишить высокой должности после того, как он начал активно проводить расследование коррупционных схем, к которым были причастны непосредственно ближайшие соратники президента.
В Украине нередко происходит так, что не успел высокопоставленный чиновник лишиться своей должности, как тут же начинает позиционировать себя в качестве ярого противника коррупции. В этом случае Валентин Наливайченко не стал исключением. В интервью «Гордону» экс-руководитель СБУ отметил, что борьбу с коррупцией он начал еще в декабре 2008 года. Достаточно вспомнить громкое дело команды бывшего судьи и председателя Львовского апелляционного суда Игоря Зварича, что уже говорить о других расследованиях коррупционных схем. Заданием главы ведомства не должно быть приписывание себе всех заслуг, в чем убежден Валентин Нвливайченко.
Когда Валентин Наливайченко вновь стал руководителем Службы безопасности Украины в 2014 году и вплоть до увольнения, сотрудники пресс-службы ведомства на постоянной основе предоставляли информацию о том, какие чиновники были задержаны в момент получения взятки. Активная фаза борьбы с коррупцией была начала в конце прошлого года, а до того все внимание было сконцентрировано на борьбе с внешней агрессией на Донбассе. Но потом стало ясно, что пока на востоке велась борьба с сепаратистами и террористическими группами, внутри самой Украины возобновилось действие всех коррупционных схем. В частности, Служба безопасности Украины предоставила документальные подтверждения махинаций окружения Виктора Януковича относительно «Укртелекома», а также незаконные действия Курченко и Клименко с объектами государственной собственности.
Наливайченко говорит, что борьба со схемами началась с первого дня после того, как начался процесс их возрождения. Сперва началась целая серия задержания председателей органов во многих министерствах и департаментах. Вся вертикаль власти в Украины насквозь проникнута коррупцией. И арест главы департамента Министерства экологии свидетельствует о том, что участниками коррупционных схем были и сам министр, и его заместители. Бывший глава СБУ говорит, что он стремился отстаивать свое мнение и у Петра Порошенко, и у Генерального прокурора, и перед средствами массовой информации. В частности, Валентин Наливайченко передавал все необходимые материалы передавались на подпись президенту и Генеральному прокурору.
В период руководства Наливайченко, СБУ сумела собрать целый перечень материалов относительно «БРОМ-Нефти». В частности, Наливайченко утверждает, что выступал перед президентом Украины с докладом о том, что в течение длительного времени компания воровала деньги и осуществляла их вывод в офшоры. Кроме того, Генеральная прокуратура всячески не разрешала проводить расследования, все уголовные производства закрывались, а разрешения на процессуальные действия нельзя было получить.
В ответ на все предоставленные Наливайченко документы Петр Порошенко взял из копии, и через пять часов экс-главу СБУ допросили в Генеральной прокуратуре. Ну а восемнадцатого июня, как известно, Наливайченко лишился занимаемой должности.
Почему Наливайченко не делал громких заявлений на должности главы СБУ?
Валентин Наливайченко заявил, что если реально работаешь, не стоит делать громких заявлений в СМИ, тем более, что в законодательстве четко определено: задокументируй и передавай в Генпрокуратуру. Кроме того, после победы Майдана в Украине уже третий генпрокурор. Все время была надежда: придет, наконец, новый глава ГПУ, и тогда точно и «Укртелеком» вернем стране, и материалы о преступлениях режима Януковича окажутся в суде
Наливайченко также рассказал о сложностях во время сотрудничества с другими органами власти, к примеру, в наиболее важных делах по крупной коррупции, к сожалению, со стороны ГПУ не было ни уголовных производств, ни процессуальных действий, ни арестов. Что касается дела «БРСМ-Нефти», заявления на публике были сделаны им после того, как его начали в грубой форме останавливать.
Рассмотрение дела затягивалось, документы выбрасывались, а на допросе в Генпрокуратуре Наливайченко дали понять: отдай материалы и заткнись. Это касается не только «БРСМ-Нефти», но и дела о судьях Конституционного Суда, которые в 2010 году фактически «освятили» конституционный переворот Януковича.