«Заместитель генпрокурора Украины, недавно ставший прокурором Одесской области, Давид Сакварелидзе рассказал в интервью «Апострофу» как продвигается реформа прокуратуры в стране и о своем месте в этом процессе с учетом дополнительных обязанностей в связи с новым назначением», - передает издание «Биржевой лидер».
На минувших выходных стартовал второй этап организованного Генпрокуратурой конкурсного отбора кандидатов в местные прокуроры. По мнению Сакварелидзе, этот этап станет для участников несколько сложнее, чем предыдущий, потому что речь уже не будет идти о знании законодательства. На данном этапе проверке подвергнутся общие навыки по логике, математике, а также вербальные способности. К таким тестам подготовиться почти невозможно. Потом оценки двух этапов будут просуммированы, и получится уже некоторая картина.
Лучшие из кандидатов получат возможность для участия в следующем этапе — психометрическом тесте. Он менее всего влияет на результат, но позволит оценить личностные характеристики кандидатов. Собеседование предполагает субъективность оценки, и это замгенпрокурора не смущает. С другой стороны, нужно общение с живыми людьми и индивидуальная оценка, возможно, эмоциональная, но для этого существует контроль процесса, привлечение международных наблюдателей. Также будет совершаться онлайн-трансляция, где можно будет увидеть, кому какие вопросы задаются и каковы ответы. Общественность также сможет ознакомиться со списками участников и сообщить, если есть, какую-либо информацию по ним. Уже на собеседовании такие вопросы будут заданы напрямую.
Новое назначение прокурором Одесской области Сакварелидзе воспринимает как дополнительную нагрузку, которая потребует времени и энергии. По его оценке, в Одесском регионе очень сложная ситуация - много «живых» дел, теневая экономика, коррупция, будто отдельное государство, со своими неписаными правилами. Местную прокуратуру необходимо перезагрузить, а для этого нужны новые и молодые кадры. Одесская прокуратура располагает следственным отделом с 27 следователями. Прокуратура ведет процессуальное руководство, следствием занимаются в МВД и СБУ, в налоговой службе.
Инструментов для достижения определенных результатов достаточно, нужно только время и силы на реализацию. Чудес ждать не стоит, учитывая общую ситуацию в Украине, но можно ожидать появления очевидных контрастов в сравнении с другими регионами. Свою работу Сакварелидзе начал с увольнения замов, точнее, они сами подали в отставку после личной беседы, на которой он им пояснил, что так должно быть при смене руководства, потому что должности не переходят по наследству.
Американский посол Д. Пайетт на прошлой неделе выступил с резкой критикой работы Генпрокуратуры, он сказал, что старая команда подрывает реформы, открыто отказываясь бороться с коррупцией внутри системы. На это Сакварелидзе отмечает, что не является секретом – существовали некоторые разногласия в Генпрокуратуре по резонансным делам и работе службы Генеральной инспекции. В целом работа продолжается, есть интересные дела, и скоро об одном из них станет известно. Что касается разногласий в целом, то, по словам Сакварелидзе, главное, чтобы запущенный процесс обновления прокуратуры был доведен до конца. Конфликты есть и будут, но главное - на них не зацикливаться. Также важно найти бюджет на новых работников, потому что без него все молодые и перспективные просто разбегутся. Без необходимых условий они уйдут в частный бизнес или в адвокатуру. Кроме того, без улучшенных условий остается соблазн коррупционной деятельности.
Резонансными делами стали задержания «бриллиантовых прокуроров» и нардепа И. Мосийчука, прежде всего за счет демонстративности. Однако Сакварелидзе склонен, прежде всего, к тому, чтобы не существовало двойных стандартов. На его памяти в Грузии в 2003 году первым громким задержанием стал арест депутата, представлявшего правящую партию. Депутат посчитал, что придя во власть на волне революции в партии Саакашвили, он стал обладателем некоего карт-бланша на нелегальную деятельность. Теперь Сакварелидзе рассчитывает, что и в Украине такие случаи не останутся безнаказанными.
Вслед за громким задержанием «бриллиантовых прокуроров» Шапакина и Корнийца произошло их освобождение под залог. Поражение? Сакварелидзе с этим не соглашается, но отмечает, что произошло освобождение только потому, что таково на настоящий момент законодательство. Оно позволяет при коррупционном преступлении наряду со взятием под стражу требовать освобождением под залог, и суд имеет право использовать залог. В законе должна быть альтернатива — взятие под стражу или залог. Совсем убрать залог нельзя, поскольку это противоречит европейским нормам. Закон необходимо менять — и срочно, парламент уже подошел к этому вопросу. Что касается дела Корнийца и Шапакина, то оно доводится следствием до конца и будет отправлено в суд.
Говоря о поддержке действий по реформированию системы прокуратуры, Сакварелидзе отмечает, что, кроме широкой поддержки гражданского общества, он также может отметить абсолютную поддержку со стороны президента Порошенко, а вот с Кабмином тяжелее. О нормальной поддержке Кабмина можно будет говорить только, когда будет получено финансирование, которого будущая прокуратура Украины заслуживает, заслуживают порядочные прокуроры.