Пророссийские сепаратисты, отложив дату проведения местных выборов на оккупированных территориях, выполнили первый пункт парижских договоренностей между лидерами четырех государств «нормандского» формата. Однако какова судьба остальных договоренностей? Об этом размышляет издание «Биржевой лидер».
В прошлую пятницу в Париже несколько часов совещались президенты Олланд, Порошенко, Путин и глава немецкого правительства Меркель. Итогом их дискуссии стали договоренности о ближайших действиях по урегулированию ситуации на украинском Донбассе. Среди них, в частности, как стало известно, есть требование об отмене выборов в самопровозглашенных ЛНР и ДНР этой осенью. В то же время при благоприятном развитии ситуации боевиков ждет амнистия, если они не участвовали в тяжких преступлениях. Кроме того от линии соприкосновения под наблюдением ОБСЕ должна быть отведена техника, на это отводится около 40 дней. Штат наблюдателей ОБСЕ в регионе должен быть увеличен и миссия должна получить гарантии по полному доступу ко всем инфраструктурным объектам, в том числе границе. Специалисты из Германии и Франции займутся разминированием территорий. Все иностранные войска должны покинуть Украину. На линии разграничения должно быть увеличено количество пропускных пунктов, и в регион должен быть предоставлен полный доступ международным гуманитарным миссиям.
Украинский политолог В. Карасев считает, что в Париже был найден компромисс, в котором небольшой перевес получила украинская позиция. До прошлой пятницы существовала проблема трактовки очередности выполнения положений минских соглашений. Украина хотела, чтобы была освобождена оккупированная территория Донбасса, туда вернулась украинская власть, затем прошли выборы, а после Донбасс получил особый статус. Россия настаивала практически на обратном – вначале статус Донбасса, затем диалог с Киевом в российской интерпретации, потом выборы, легализирующие этот статус, далее допуск к границе. В результате в Париже был согласован сценарий, по которому на Донбассе будут проведены выборы под международным контролем, вероятно, по озвученному ранее «плану Мореля», может быть, с небольшими корректировками.
Ранее стало известно, что при участии помощника американского госсекретаря В. Нуланд, статс-секретаря российского МИД Г. Карасина и координатора подгруппы контактной группы по Донбассу П. Мореля был разработан документ, в котором содержались элементы для временного закона о местных выборах для некоторых районов Донецкой и Луганской областей. Там в частности оговаривалось, что под выборы на оккупированном Донбассе будет принят специальный закон. Еще недавно президент Порошенко раскритиковал этот план, упомянув, что это «личное мнение Мореля». Однако предложение французского дипломата с некоторыми корректировками было принято. То есть на оккупированных территориях выборы пройдут формально по украинскому законодательству, но правила будут приемлемы и для представителей ДНР и ЛНР. Представители ОБСЕ будут наблюдать за процессом выборов и участвовать в подсчете голосов.
Для украинской власти сложность заключается в том, чтобы принять такой закон, ведь в парламенте есть достаточно людей, которые против выборов на Донбассе, как бы они не преподносились. Очевидно, пропрезидентской политсиле придется обратиться за поддержкой к «Оппозиционному блоку», чтобы набрать голоса для голосования. По мнению Карасева, на это стоит пойти, чтобы восстановить суверенитет, выполнить Минские договоренности, вернуть мирную жизнь. Еще один украинский политолог – В. Фесенко считает, что выполнение остальных соглашений сепаратистами зависит от воли президента РФ Путина. В Берлине и Париже до сих пор продолжают в это верить, несмотря на то, что ранее не раз становилось очевидно - цена гарантиям Путина почти нулевая.
Другая важная тонкость в том, что Киеву неприемлемо условие, что вооруженные формирования покинут Донбасс только после проведения выборов. Тогда на оккупированной территории может установиться пророссийская власть. Чтобы перевес хоть как-то оказался на украинской стороне нужно передать контроль над пропускными пунктами нейтральной стороне - наблюдателям ОБСЕ. Также по мнению политолога обязательным условием проведения местных выборов должно стать обязательное выведение всех иностранцев с оккупированных территорий с составлением графика и подписью российской стороны.
С другой стороны важным этапом общего процесса должно стать закрепление перемирия, реализация отвода техники и вооружения калибром до 100 мм. При соблюдении этих условий и удержания перемирия до конца года появятся предпосылки для реального прекращения войны, считает Фесенко, но это не значит, что наступит мир. Конфликт останется в замороженном виде. По мнению Карасева военная заморозка откроет путь к политической активности, которая должна закончиться полным выполнением политической части Минских соглашений.
Итогом встречи в Париже стали, названные Меркель, «парижские гарантии». То, на чем договорились лидеры четырех стран, в большей мере устроило Меркель и Олланда, а в меньшей Порошенко и Путина. Судя по всему, Путину пришлось согласиться с выборами по украинскому законодательству и отмене выборов, оглашенных сепаратистами. Кроме того Путин не получил гарантий снятия санкций с России.