В августе нынешнего года власти Украинского государства смогли договориться со своими внешними кредиторами о списании 20 процентов частной внешней задолженности, а также об отсрочке ее выплаты на четыре года.
Согласно общепринятой экономической терминологии, это значит, что практически осуществился дефолт по государственной задолженности, хотя официально этому термину предпочитают понятие «реструктуризация». В подробностях этого разбирались корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
В принципе, реструктуризация государственной задолженности способна быть двух видов: упреждающая, либо преддефолтная, как в нашем случае, и постдефолтная. Исследователи Международного валютного фонда, проанализировав свыше 600 суверенных дефолтов в 95 государствах за период с 1950 по 2010 год, провели подсчеты, что более чем в 40 процентах случаев реструктуризация задолженности перед частными капиталовкладчиками была именно упреждающей. Хотя подобная форма реструктуризации и считается более мягкой, ее последствия способны быть достаточно внушительными.
В первую очередь любая форма дефолта способна привести по крайней мере к временному закрытию внешних кредитных рынков и подорожанию заемных средств. Однако некоторым государствам все же удавалось приобрести доступ к новым кредитам от частных капиталовкладчиков уже через год‑два после реструктуризации. Например, Уругвай выпустил новые еврооблигации меньше чем через год после упреждающей реструктуризации 2003‑го, а Украинское государство – через два года после финальной реструктуризации собственных старых долгов – в 2000‑м.
Во-вторых, дефолт зачастую сопровождается понижением уровня общенационального производства на 2–5 процентов, которое способно продолжаться еще несколько лет. Хотя ряд исследований отмечают то, что дефолты не предшествуют, а считаются последствием понижения национальной экономики.
В третью очередь реструктуризация государственной задолженности способна значительно повлиять на финансово‑банковское направление и поставить под угрозу денежную стабильность государства. В частности, если государственные ценные бумаги могут составить существенную часть банковских активов, реструктуризация государственного долга может привести к банковскому кризису, как это и осуществилось в Российской Федерации в 1998 году.
Со стороны пассивов дефолт способен спровоцировать отток депозитов и закрытие межбанковских кредитных линий, таким образом, отрезая банки от доступа к источникам финансирования. Помимо этого, дефолты всегда сопровождаются скачками ставок процентов, что повышает стоимость финансовых ресурсов и может сделать банки нерентабельными.
В четвертую очередь в государствах, которые проходили через реструктуризацию государственной задолженности, сокращение потока внешних прямых капиталовложений составляло до 2 процента внутреннего валового продукта в год. Стоит отметить, в Украинское государство на протяжении последнего времени подобных капиталовложений приходит уже меньше, чем с расчетом на этот показатель. Помимо этого, реструктуризация способна спровоцировать существенное ограничение доступа частных национальных компаний к внешним займам и рынкам облигаций. К примеру, согласно исследованию Международного валютного фонда, внешние заимствования частного сектора способны понизиться до 40 процентов в итоге реструктуризации государственной задолженности.
Но имеются и позитивные новости. В развивающихся государствах, которые проходили через дефолт в период с 1990 по 2010 год, среднее реальное экономическое повышение составляло всего только 1,5 процента на протяжении трех лет перед достижением соглашения о реструктуризации, но систематически превышало 4 процента в последующие три года. К тому же инфляция проявляла понижение со среднего уровня 20 процентов до 7,5 процента после реструктуризации.
Реструктуризация государственной задолженности – далеко не безболезненный процесс для национального сектора экономики. Но история имеет примеры, когда при правильном подходе к реформам они становятся двигателем к положительным переменам.
Кроме этого, Министерство финансов Украинского государства рассчитывает закончить обсуждение моделей налоговой реформы и определиться, какие налоговые изменения должны внедряться в Украине в ноябре.
Про это написала заместитель министра финансов Украинского государства Елена Макеева на своей странице в социальной сети Facebook.
Немногим раньше Министерство финансов рассчитывало на утверждение обновленного Налогового кодекса в Верховной Раде в сентябре, однако подготовленные министерством предложения потянули за собой шквал критики со стороны общественных организаций и представителей бизнеса.
«В ноябре текущего года запланировано закончить обсуждение двух моделей налоговой реформы, предложенной Министерством финансов и профильным комитетом Верховной Рады Украины, и определиться, какие именно налоговые корректировки будут внедряться в Украинском государстве», - пишет она.