На уходящей неделе правительство Украинского государства сообщило об успешной реструктуризации всех выпусков еврооблигаций, кроме «долга экс-президента Януковича», - бондов на сумму в 3 миллиарда долларов, срок погашения которых наступает 20 декабря. Как отмечают в Министерстве финансов, 29 октября в Лондоне российской стороне будет предоставлен еще один шанс, чтобы придти к консенсусу. Какими могут быть последствия предстоящей встречи для украинской стороны?
Долговой спор решится в суде.
Эксперты озвучивают самый вероятный сценарий: либо российская сторона вообще не явится, либо не согласится с условиями реструктуризации. Однако в таком случае долговая операция будет завершена без нее. Как отмечает руководитель украинского Минфина Наталия Яресько, новые евробонды должны быть выпущены в ноябре. До конца последнего месяца текущего года кредиторы смогут обменять облигации на новые, при этом гарантированно «безопасные». «Условиями выпуска новых долговых бумаг не предусматриваются возможности кросс-дефолта при наступлении дефолта по любому из старых выпусков. Это некая страховка для кредиторов, которые согласились на реструктуризацию, на тот случай, если кто-нибудь из инвесторов не обменяет нынешний долг на новый и начнет требовать выплат», - поясняет Тарас Котович, аналитик группы ICU.
Кремль, естественно, может попытаться объявить дефолт по своим бумагам до того, как кредиторами будут получены новые бонды. Как отмечают эксперты, для этого есть формальный повод - показатель соотношения государственного долга к украинскому ВВП в 60 процентов, который прописан в условиях выпуска бумаг Российской Федерации, уже давно превышен. «Однако это маловероятно. В настоящее время и РФ, и Украина пытаются показать максимальную «конструктивность» и «сдержанность». Тот, кто первым свернет с указанного пути, будет иметь гораздо меньше шансов на успех в судебных инстанциях», - считает Александр Паращий, являющийся руководителем аналитического департамента Concorde Capital.
Российской Федерации мало объявить дефолт по своим облигациям - нужно, чтобы остальные кредиторы отказались от плана реструктуризации, который уже согласован. «Понятно, что правительство России вполне может пожертвовать 3 миллиардами долларов ради политики. Но очень сложно представить, зачем на это идти обычным корпоративным инвесторам, которые, прежде всего, интересуются деньгами», - отмечает Дмитрий Шемелин из «Ильяшев и Партнеры». У Москвы в такого рода ситуации будет лишь один выход - Лондонский суд (выпуск еврооблигаций осуществлялся по английскому праву). В правительстве заявляют о готовности к судебным тяжбам.
Вместе с тем эксперты не исключают и такого поворота событий, как вердикт в пользу РФ. «Однако разбирательства могут длиться годами, - подчеркивают эксперты, - а до того времени украинская сторона уже найдет какой-то способ решить вопрос с этим долгом».
Если долг будет признан официальным.
В России не намерены списывать долги Украины и предлагают украинским властям попросить денег у Международного валютного фонда. «Легче пойти по следующему пути: дать Украине дополнительных 3 миллиарда долларов, чтобы она расплатилась, и все останутся довольны», - сказал недавно российский президент. Однако эксперты считают такой сценарий невозможным: даже если бы украинская сторона и решилась попросить у кредитора больше денег, ей бы, скорее всего, отказали. «Действующей программой сотрудничества с Фондом не предполагается использование траншей для возврата долга России. Украинская сторона не может так использовать средства», - отмечает Игорь Дикий, руководитель департамента корпоративной сферы РА IBI Rating.
Как отмечают эксперты, совет директоров Фонда может признать украинский долг перед Россией не коммерческим (как настаивает правительство Украины), а официальным (как требует Россия). В МВФ данный вопрос до настоящего времени обходили молчанием. Однако в случае, если какая-то из сторон потребует рассмотрения статуса этого долга либо будет допущен дефолт, тогда кредитор будет вынужден принять решение. «На мой взгляд, вероятность признания этого долга официальным составляет 50 процентов. Однако это будет значить, что совет меняет к нему собственное отношение. Ведь Фонд одобрил включение «российских» облигаций в перечень реструктуризируемых долгов, а это означает, что раньше этот долг он не рассматривался как официальный», - отмечает Александр Паращий.
Такого рода вердикт может иметь достаточно серьезные последствия для украинской стороны. Правила Фонда не разрешают ему кредитовать государства, которые объявляют дефолт по суверенным обязательствам. В свою очередь, это означает, что украинская власть рискует не дождаться средств от Фонда.
Вместе с тем большинство аналитиков уверены, что расставаться со своими деньгами Украине так и не придется. «Возможно, Фонд и классифицирует долг как официальный, однако параллельно изменит собственную внутреннюю политику, чтобы дефолт по такого рода гибридным долгам не влиял на продолжение финансирования по программам МВФ», - полагает Елена Белан, представитель Dragon Capital.
Самым несбыточным эксперты выделяют такой сценарий, при котором РФ пойдет на списание части задолженности.
Автор: Екатерина Кравец