По мере утихания конфликта на украинском Донбассе все очевиднее будет вставать проблема преодоления раскола среди граждан страны. Об этом написала в статье для ZN.UA директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Э. Либанова.
Вооруженный конфликт в Донбассе породил ряд вызовов и угроз социопсихологического характера, отмечает Либанова. Она также указывает на то, что война внесла перераспределение социального статуса для некоторых профессий. Ожидаемо и объяснимо повышение социальной роли военных, но также реально изменение социальной роли шахтеров, которая на протяжении практически всего периода независимости являлась важной составляющей политической жизни Украины.
Вместе с тем целый комплекс проблем связан с масштабным вынужденным перемещением людей внутри страны из конфликтного региона. На данном этапе значительная часть переселенцев стремится переехать в населенные пункты наиболее приближенные к родным местам или же вовсе вернуться на оккупированные территории. И здесь не стоит говорить о сепаратизме или антиукраинских настроениях, этот настрой идет от отсутствия материального благополучия, жилья, работы, от трудностей адаптации. С другой стороны, как отмечает Либанова, увеличивается нагрузка на принимающие переселенцев территории, которые и сами находятся преимущественно в тяжелом состоянии.
Для трудоспособных людей нет работы, это значит, что они нуждаются в помощи как и их семьи. Также проблемы существуют от разрушения объектов социальной инфраструктуры и люди преклонного возраста оказываются в достаточно сложной ситуации, а с ними и инвалиды, и хронически больные. Также в данном случае приходится говорить об увеличении масштабов детского сиротства и беспризорности, из чего следует увеличение количества не получающих образования детей, а далее возникает потенциальная угроза роста преступности. Затянувшееся военное противостояние вместе с постоянным ростом численности участников усиливают проблемы с поствоенным синдромом и ресоциализации среди демобилизованных, а в некоторых случаях и членов их семей.
Однако одним из самых проблемных вопросов ближайшего будущего может стать заживление раскола между украинцами, связанного с формированием стереотипов и образов, согласно которым, они разделяются на «бандеровцев» и «ватников». С продолжением противостояния, такой конфликт становится лишь глубже и сильнее. Однако и единство восстанавливать придется, как бы это ни было трудно. Украинцы в подавляющем большинстве с оптимизмом смотрят на предстоящее национального примирение. Только 6 процентов из них не верят в него (отдельно по Донбассу — 20 процентов). При этом наибольшая доля (33 процента) рассчитывает на украинскую власть, на СМИ – 25 процентов, в то, что украинцы примирятся самостоятельно верит 24 процента граждан Украины.
Среди нескольких негативных факторов, которые привнесла война в украинское общество, Либанова отмечает и некоторые положительные изменения социопсихологической ситуации. Сюда следует отнести существенное ускорение формирования украинской политической нации и сплоченности всего общества вокруг идеи развития независимого украинского государства. Также эксперт отмечает усиление социальных связей, что серьезным образом отразилось на росте социального капитала, в том числе благодаря налаживанию новой системы контактов между людьми. Кроме того, образовалась альтернативная информационная система, кроме официальных СМИ, и в нее включилась значительная часть украинцев, в первую очередь молодого и среднего возраста, что также способствует формированию демократичного общества. Ярко проявило себя гражданское общество через массовое волонтерское движение, стремясь избежать общественной опасности.
Либанова отмечает и отрицательное влияние военного конфликта на и так ослабленный экономический потенциал Украины. Это и последствия разрушения экономики конфликтного региона — и оккупированной его части и подконтрольной Украине, и проблемы предприятий региона. Однако с проведением реформ должны открыться возможности для кардинального реагирования, на что потребуется четкое согласование специфических новаций для Донбасса с общими, распространяемыми на всю Украину, а также с учетом обязательств взятых в рамках ассоциации с Евросоюзом.
С нехваткой ресурсов будут ограничиваться возможности направлять бюджетные средства на возрождение Донбасса. Следует учитывать, что экономика Донбасса давно уже не отвечала даже скромным требованиям современности с ее устаревшими технологиями, опасными и вредными условия работы, высокой энергоемкостью. Коренные изменения напрашивались уже десятки лет, однако все планы, как правило, натыкались на необходимость недопущения падения занятости работников, которые теряли бы из-за реконструкции работу. Власть при этом демонстрировала отсутствие воли к решительным действиям. Теперь с разрушенной экономикой необходимо на ее месте развивать территорию с приемлемыми условиями жизни.
Немаловажным моментом, как отмечает эксперт, остается изменение общественной психологии. Очень долго существовал миф о том, что Донбасс кормит всю Украину. Это утверждение, подогреваемое местной элитой, достаточно крепко засело в сознании местных жителей. Только суровая реальность его разрушила. Возможно, это еще не так почувствовали жители оккупированных территорий, но весьма вероятно хорошо уже осознали те, кто сейчас работает на предприятиях Запорожья, Днепропетровска, Харькова, заключает Либанова.
Плюсы и минусы от войны в Донбассе глазами социолога
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.