Луганская область, оккупированная пророссийскими боевиками и та часть которая не оккупирована - это практически два разных региона, которые в настоящее время трудно совместимы как раз в институциональном и ментальном плане. Такое мнение выразил правозащитник, в прошлом народный депутат СССР Николай Козырев в студии «Радио Свобода».
Говоря о Луганском регионе, он отмечает, что все проживающие там здравомыслящие люди сейчас в полной растерянности. «Во-первых, такое наблюдается по той причине, что внешняя атрибутика их квазигосударства - ЛНР - укрепляется. С иной стороны, все отчетливо понимают, что изначальный проект под названием «Новороссия», судя по всему, не состоится, что все это рухнуло. Насколько мне известно, большинство людей ждет Путина, мол, он придет и мы вместе переживем временные проблемы, а потом станет лучше», - отмечает он.
Люди устали от войны.
Согласно словам еще одного эксперта - главного редактора Луганской «Реальной газеты» Андрея Дихтяренко, «люди очень измучены, они устали от войны». «Желание отдохнуть от всех пережитых потрясений берет верх над любыми настроениями и геополитическими устремлениями». «Общаясь с людьми, оставшимися на той территории, я подметил, что преобладают две разных точки зрения. Первая из них - это радикально пророссийская. В настоящее время умеренный курс, вынужденно занятый верхушкой боевиков, устраивает далеко не всех. Это «внутренняя партия войны», кричащая, что «нам нужно интегрироваться в РФ до победного конца». В то же время большинство населения настроено достаточно просто: худой мир все равно лучше доброй ссоры, и совсем не важно, кто этот мир обеспечит. Люди очень устали», - отмечает эксперт.
Согласно словам Козырева, в Луганской области есть «разлом» между той частью, которая в текущий момент контролируется ЛНР, и той, которая осталась под контролем Украины. «Разлом региона есть, в частности и ментального порядка. Есть много умных проукраинских людей, которые просто не могут в силу каких-то обстоятельств и причин выехать оттуда, не могут бросить дом, имущество, оставить его на разграбление. Ментальный разлом очень многое определяет. Что же касается институционального разлома, то здесь важно понимать, что созданные квазивластями официальные институты существуют несмотря ни на что, и работают механизмы государственности. Работает Совет ЛНР, работает правительство, принимаются какие-то решения, худо-бедно платятся деньги и тому подобное. Луганская область, как оккупированная, так и не оккупированная разделилась на два региона, которые в настоящее время очень трудно совместимы как раз в институциональном и ментальном плане», - отмечает эксперт.
Что касается проведения выборов, состоятся ли они на территории ЛНР по украинскому законодательству, то, как отмечает Андрей Дихтяренко, лидеры ЛНР прекрасно понимают, что власть скорее всего уйдет у них из рук, если выборы хотя бы частично пройдут по украинскому законодательству и в конкурентной среде». «У них сейчас довольно выгодно сложилась ситуация, что они могут свою власть консервировать, фактически безраздельно управляя на этой территории. Не так давно Левочкин сделал заявление, что в принципе, представители Оппозиционного блока могли бы зайти на эту территорию, принять участие в выборах, как и иные силы, не поддерживавшие АТО. Представители бандформирований не раз заявляли, что готовы пустить в избирательную кампанию силы, не поддерживавшие антитеррористическую операцию. Однако, по моему мнению, этих сил достаточно, чтобы раздавить эти незаконные формирования даже не политически», - отмечает эксперт.
В свою очередь, Николай Козырев, отмечает, что «все прежние годы Донбасс практически был родиной мафии, которая после прихода к власти клана Януковича заняла общеукраинские позиции, подмяв под себя власть и выстроив собственную систему обогащения». «Естественно, там есть силы российского влияния, возможно, они напрямую и не связаны с финансовыми и имущественными делами, которые контролировались Партией регионов. Но, тем не менее, это так. Помимо этого, и на подконтрольной Украине части Луганщины в некоторых районах значительно чувствуется влияние представителей Партии регионов, политических и административных игроков и агентов, однако и госинституты, административная власть, прокуратура, суды, милиция во многом служат силам старого олигархического порядка. Поэтому риск проведения выборов, как на оккупированной территории, так и на остальной Луганской территории тоже достаточно силен в плане укрепления позиций нынешнего Оппозиционного блока и вероятного проигрыша демократических сил», - отмечает Козырев.
«Мне трудно представляется, что выборы там могут пройти в соответствии с украинским законодательством, ведь они отстаивали свою «народную республику» и сейчас гордятся ею… Если даже представить, что по путинскому приказу все будет упразднено, время откатится назад, у меня все равно не хватает воображения, как это возможно сделать. Выборы, с одной стороны, могут пройти, даже если туда допустят политпартии, однако все равно данный процесс «родит» еще одного сепаратиста, что будет на руку российскому президенту, поскольку создастся именно «подмороженное» Приднестровье, что будет способствовать полному влиянию РФ на процессы, которые происходят в Украине. Путин хочет уничтожить независимое Украинское государство», - отмечает эксперт.
Автор: Екатерина Кравец