Длительные переговоры уполномоченных членов украинского правительства с кредиторами по поводу реструктуризации существующих долгов все-таки привели к промежуточному результату. Вполне ожидаемо лишь Российская Федерация отказалась идти на уступки перед Киевом. Премьер-министр Арсения Яценюк явно не удовлетворен данным исходом событий. Представители издания ЛИГА сообщают о том, что он даже угрожал судебными разбирательствами по поводу спорных 3 миллиардов долларов США, который называется в народе «долгом Януковича».
Профильные специалисты решили по рассуждать на тему того, есть ли у Украины шанс на успех в случае начала международных судебных разбирательств. Опытный юрист Дмитрий Шемелин все-таки считает, что эти шансы на сегодняшний день являются достаточно хорошими. Правда, речь в данной ситуации, к сожалению, идет не об Украине, а именно о Российской Федерации. Команда Яценюка попросту не может выстроить надежную линию защиту. Для этого существует слишком мало доказательств собственной правоты. Чисто в юридическом плане деньги в долг давались Украине, а не лично Виктору Януковича. Последующие нюансы его политической карьеры не будут отыгрывать в данном деле особо серьезную роль.
Россия и Украина на данном этапе имеют за пределами своих государств не так уж и много имущества, которое не было прикрыто суверенным иммунитетом. Из-за этого обе стороны в случае проигрыша дела не слишком серьезно пострадают в том случае, если суд примет решение о вынужденном взыскании соответствующих активов. На самом деле, в случае выигрыша украинская сторона сделает лишь половину дела.
Самые серьезные сложности могут возникнуть в плане выполнения судебного решения. В качестве примера в данном случае можно привести ту же Россию, которая должна бывшим акционерам ЮКОСа более 50 миллиардов американских долларов. При этом всем агрессивное государство, явно проигравшее данный спор, продолжает находить юридические лазейки для достижения этой цели. В результате акционеры поглощенной компании так и не могут получить свои законные денежные средства. В принципе, определенные обстоятельства наводят на мысли о том, что в данном случае российское правительство вновь будет действовать привычным образом для того чтобы не потерять деньги.
Другой юрист Максим Лавринович также считает, что предпосылки для начала судебных тяжб с российской стороной у Киева пока являются довольно сомнительными. Согласно действующих документам, держатели украинских облигаций не обязаны принимать предложенные им условия возможной реструктуризации. Даже вступление в переговоры с эмитентом также представляет особо всего лишь право России. В сложившейся ситуации лучше называть кредитора «держателем облигацией». Дело в том, что те самые облигации представляют собой основной рыночный инструмент, который абсолютно свободно торгуется на бирже.
Именно поэтому держатели облигаций могут в любой последующий момент измениться, после чего Россия утратит свой весьма спорный статус кредитора. С технической точки зрения абсолютно любые действия по облигациям должны осуществляться лишь через доверительного управляющего со стороны. Именно он на свое усмотрение может принимать решение о требовании досрочного погашения задолженности. Со стороны практики следует понимать, что этот управляющий фактически будет выполнять те указания, которые ему озвучат минимум 25 процентов держателей облигаций.
Изменить условия погашения облигаций можно лишь чрезвычайным решением.
Деловое издание «Биржевой лидер» сообщает о том, что сама по себе процедура принятия решения по поводу реструктуризации задолженности является достаточно запутанной. Перед этим в обязательном порядке необходимо организовать собрание всех держателей спорных облигаций. Это мероприятие может быть созвано доверенным лицом или эмитентом практически в любой необходимой момент. Для создания кворума на встрече должно присутствовать не менее двух третей держателей облигаций или их официальных представителей. Только после принятия чрезвычайного решения лишь допускается внесение изменений условия возможного погашений облигаций правда, это решение будет иметь обязательную силу для всех без исключения высокопоставленных участников переговорного процесса вышеуказанного собрания.
Даже если Россия откажется от условий реструктуризации долга, то соответствующее событие также не будет являться достаточным поводом для подачи иска в суд. В том случае, если украинской стороне все-таки удастся найти альтернативные обоснования своих требований, то судебный процесс обещает быть достаточно сложным и длительным. Минимум две недели необходимо будет только затратить юристам для подготовки и подачи иска. Дополнительное время автоматически будет возникать из-за того, что его далеко не сразу примут на рассмотрение. Возникший спор будет рассматриваться английскими судами по действующему в данном государстве законодательству, а такие процессы обычно длятся минимум год. Британские уполномоченные судебные инстанции традиционно действуют строго в рамках существующего регламента, что делает их работу порой слишком медлительной.