Некоторые представители украинской общественности словосочетание «жить по-новому» в силу понятных причин произносят с некой иронией. Тем не менее обновления государственного руководства в постреволюционное время дают основания надеяться на лучшее: не на космической скорости, но процесс обновления идет.
Творческий коллектив издания ЛІГА.net совместно со специалистами VoxUkraine проанализировал изменения в украинской власти за 1,5 года после Революции достоинства с учетом результатов реформирования того или иного ведомства. В деталях исследования разбирались эксперты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Легендарный Вацлав Гавел в свое время объяснял необходимость проведения люстрации тем, что лучше потерпеть, пока молодые чиновники научатся управлять качественно, чем мириться с бесконечным саботажем со стороны старого чиновничьего аппарата. Для Украины в ее нынешнем положении саботаж можно назвать явлением поистине убийственным, процесс обновления руководящих органов, хоть и без фантастических прорывов в плане скорости, но все же идет.
Известно, что в феврале прошлого года из страны успешно изгнаны президент и несколько его ближайших соратников, именуемых «семьей». В государстве избран новый президент, парламент. Среди народных избранников нового созыва неизвестных ранее общественности лиц немало, около 65 процентов теперешних нардепов ранее никогда мандатом не владели.
Несмотря на существенное обновление законодательной власти, в исполнительной осталось множество людей, которым неплохо жилось и при прежней власти, формирование нового состава судебной власти пока выражено преимущественно в риторике. В результате оказалось, что коррупционные связи в некоторых случаях тектоническими сдвигами в обществе не затронуты. Реформы, руководит которыми полуобновленная элита и опытные представители западного политикума, могут открыть путь к власти профессионалам без «призраков коммунизма» в сознании, но произойдет ли это на самом деле – пока неизвестно.
Старый друг не лучше новых двух.
В данном случае показатели обновления кадров органов исполнительной власти демонстрируют, есть ли причины надеяться на качественные изменения. Во внимание следует принимать уровень сокращения, выраженный в чистой доле уволенных сотрудников, и долю нынешних работников, ранее не бывших госслужащими (уровень обновления). Изменения в центральных органах власти сравнимы, скорее, с косметическим ремонтом.
Сокращение аппарата центральных органов исполнительной ветки власти незначительно, за полтора года оно достигло среднего показателя 5 процентов. В разрезе министерств ситуация неоднозначна – некоторые из них сократили численность чиновничьего аппарата (на 2-34 процента), другие сочли необходимым увеличить штат. К примеру, в НБУ штат увеличен на 3 процента, в ГПУ - на 11 процентов, в Минюсте - на 12 процентов, Министерство молодежи и спорта за 1,5 года «выросло» на 15 процентов.
Представители VoxUkraine запросили данные о кадровом составе по состоянию на определенные даты во всех значимых министерствах и ведомствах. «Нафтогаз» и НКРЭКУ данные не предоставили, отдельные ведомства поделились не всей информацией, в остальных же случаях есть возможность наглядно оценить процесс обновления структуры. Для анализа использовалась информация о кадрах по состоянию на 3 даты:
- начало 2014 года – пребывание у власти беглого экс-президента;
- конец 2014 года, страной руководит первое правительство Яценюка;
- май года 2015, при новом правительстве.
Динамика численности штата министерств предоставляет возможность оценить, в каких ведомствах министры занимались реформами. Примечательно, что в некоторых случаях речь идет исключительно о номинальном сокращении, с помощью ликвидации лишних штатных позиций, предусмотренных законодательно. Но увольнение и замена сотрудников довольно часто ограничена Трудовым кодексом, поэтому иногда рост команды на самом деле является способом создать должности для собственной команды новым министром.
Сокращения на региональном уровне более значительны, можно проследить, какие госструктуры переживали фундаментальное реформирование. Достойно внимания и то, что состав чиновников более высокого ранга сильнее подвергся реформированию – изменено 100 процентов министров, 84 процента их замов, в списке руководителей департаментов и независимых подразделений новые люди составляют 77 процентов. Ориентировочный уровень обновления на 4 уровне (есть данные не по всем министерствам) равен 56 процентам. Государственная фискальная служба и Генпрокуратура на высших уровнях обновлены полностью, на 3 и 4 уровне обновление составляет 92 и 88 процентов соответственно.
Чего ждать в будущем?
После анализа обнаруженных тенденций можно сделать ряд выводов, которые как минимум обнадеживают. Можно с уверенностью сказать, что изменения, через которые проходит страна, ведут к существенному обновлению. В частности, можно отметить следующие процессы в исполнительной власти:
- аппарат центральных органов исполнительной власти сокращен, но не кардинально, средний показатель составляет 5 процентов;
- размер региональных представительств сокращен, в некоторых случаях довольно резко;
- показатели обновления сокращаются со снижением уровня государственного руководства.