Мнением по поводу терактов в Париже поделился Тарас Чорновол. Он поддает сомнению версию о тщательном предварительном планировании террористических атак. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В тексте публикации на своей странице в социальной сети Facebook украинский политолог, бывший народный депутат Тарас Чорновол представил некоторые свои размышления, связанные с происшествиями в минувшую пятницу в Париже. С точки зрения эксперта в ретро-моделировании террористических действий он отмечает, что некоторые довольно распространенные версии, объясняющие произошедшее, в корне неверны.
К примеру, неправильным называет Чорновол утверждение о том, что имела место длительная подготовка терактов. Часть терактов, которые на самом деле планировалась (взрыв поясов шахидов возле стадиона), оказалась провальной. Эксперт уверен, что исламисты планировали уничтожить около 80 тысяч граждан с президентом включительно. Большая часть жертв должна была погибнуть под ногами людей в результате образовавшейся паники.
Обстрелы ресторанов в Чорновол называет способом отвлечения внимания спецслужб или вовсе спонтанной акцией. Более того, атаку на концертный зал, которая повлекла за собой наибольшее количество жертв, эксперт считает терактом, который изначально не планировался боевиками. Место проведения концерта, по мнению Чорновола, террористы избрали без какого-либо предварительного плана вместо беспорядочной стрельбы на улице.
Подозрительным явлением называет политолог то, что людей, собранных в закрытом помещении, террористы расстреливают из автоматического оружия. Обычно для «работы» внутри помещений используются пояса шахидов на террористах-смертниках, взрывчатка, бомбы или другое подобное оружие массового воздействия, но только не автоматы.
Обращает внимание Чорновол на то, что боевики не брали заложников из числа зрителей концертного зала. Вместо этого они просто планомерно расстреливали людей, один за другим меняя магазины с патронами в автоматах пока не произошел штурм. В самом концертном зале не было никаких признаков подготовки к теракту, выходы в здание даже не были перекрыты. Примечательно также, что удалось выжить людям, которые упали на пол во время стрельбы и при первом затишье не подали признаков жизни, взрывчатка не применялась.
Полагает экс-нардеп, что значительно большего количества жертв терактов помогла избежать подготовка французских спецслужб. Чорновол уверен, что французские силовики готовились к возможному теракту и приняли меры для минимизации вреда от боевиков на стадионе. В то же время абсолютно невозможным представляется противодействие полуспонтанному расстрелу зрителей концертного зала, поэтому именно этот эпизод оказался самым ужасным по количеству жертв.
Анализируя стиль исполнения террористической операции, Чорновол выражает уверенность в том, что больше общих моментов, указывающих на причастность боевиков из ИГИЛ, чем вину Аль-Каиды. В пользу террористов ИГИЛ, по мнению эксперта, свидетельствует выполнения теракта, принципы формирования ударных групп, прибытие боевиков, их заявления и другие знаковые моменты.
Террористы или спецслужбы?
В то же время нельзя ограничиваться только двумя версиями, поскольку немало данных противоречат информации о причастности террористов. На данное время ведомостей, освещающих некоторые спорные моменты, недостаточно, но нельзя отвергать возможную причастность к происшествию спецслужб из России и Сирии. Непосредственные исполнители, скорее всего, принадлежат к числу маргиналов из состава террористических группировок.
Реакцию полуофициальных информационных источников боевиков ИГИЛ можно было легко спрогнозировать. Сейчас эта группировка всячески пытается повысить собственную значимость, поэтому берет на себя ответственность за любые теракты, даже не владея информацией о способе их совершения. К примеру, через некоторое время после падения российского самолета боевики заявляют о своей причастности и выстреле из ПЗРК, хотя на самом деле причиной падения был взрыв внутри самолета.
Чорновол допускает, что принципиально важное значение имеет промежуточное звено, задачей которого является запуск необратимой реакции. В этом контексте политолог призывает вспомнить огромное количество выпускников института имени Патриса Лумумбы и РУДН, которые были завербованы и успешно прошли процедуру внедрения в радикальные структуры третьего мира.
Представить некоторые детали собственной точкой зрения политолог отказался, поскольку информации, которая может подтвердить или опровергнуть гипотезу, в настоящее время очень мало. Тем не менее, эксперт допускает, что немало важной информации можно будет узнать от террориста, который на прошлой неделе был задержан баварской полицией возле Розенгайма. Известно, что задержанный пытался вылететь из Баварии в Париж.
Чорновол уверен, что значение имеют не так показания задержанного, как изучение его прошлого и круга общения. По его мнению, развитие ситуации с задержанным террористом может внести некоторую ясность в вопрос о подготовке и реализации серии террористических актов в Париже.