Несмотря на довольно серьезное падение экономики Украины, ситуация на рынке труда страны в настоящее время спокойнее, чем ситуация в период кризисных 2008-2009 годов. Более детально о том, какова сейчас ситуация на украинском рынке труда, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Фокус" отмечает, что если изучить результаты рейтинга зарплат украинских топ-менеджеров, то можно сделать вывод: отечественный бизнес многому научился во время второго за последние пять лет кризиса. Несмотря на то что экономика страны упала очень серьезно, ситуация, наблюдаемая сегодня на рынке труда, более спокойная, чем в кризисные 2008-20009 годы – в частности, массовых увольнений в настоящее время не наблюдается, впрочем, массовой индексации заработных плат тоже не происходит. Не приобрели массового характера переходы, новые назначения и отставки, хотя уволившиеся все-таки есть, и их условно можно разделить на две группы: трудовые мигранты и топ-менеджеры, решившие перейти работать на государственную службу.
Средняя зарплата в стране выросла в течение года примерно на 25 процентов – с 3 370 гривен (август 2014 года) до 4 205 гривен (август 2015 года). Однако если в национальной валюте уровень средней зарплаты вырос, то в долларовом эквиваленте она сократилась на 20 процентов – с 248 до 196 долларов. В итоге повышение зарплат в гривне не смогло компенсировать ни рост цен, ни девальвацию нацвалюты. такая ситуация сложилась на всем рынке труда Украины, и топ-менеджеры здесь не стали каким-то исключением.
Последнее обстоятельство не должно вызывать никакого удивления, поскольку только лишь за первое полугодие-2015 ВВП страны сократился на 16,3 процента, и это при падении ВВП по итогам всего прошлого года на 6,8 процента. Хуже всего тогда пришлось сфере тяжелой промышленности – металлургия, нефтепереработка, химпром, машиностроение и угледобыча просели из-за агрессии РФ на Донбассе. В этом регионе разрушенными оказалось около 600 предприятий, а это 75 процентов всего промышленного актива Донбасса. Одновременно с этим спад начался в сфере недвижимости и автопродаж, а в этом году резкое снижение покупательской способности украинских граждан и девальвация нацвалюты потянули вниз и другие отрасли, такие как производство товаров повседневного спроса и торговля.
По словам партнера компании Amrop Алекса Дайрабекова, FMCG и ритейл пострадали с точки зрения оплаты труда практически больше всех. Он объяснил, что маржа предприятий, работающих в данной отрасли, небольшая, поэтому при падении объемов продаж они не могут повышать зарплаты и выплачивать бонусы даже топ-менеджерам.
Алексей Долгих, занимающий в компании Pedersen & Partners Executive Search должность регионального директора по СНГ, констатирует, что в очень непростом положении оказались импортеры, а также те компании, которые работают только лишь на внутреннем рынке.
Сокращение персонала не является эффективным инструментом оптимизации – Кушниренко.
Валерий Кушниренко, занимающий должность HR-директора в страховой компании PZU Ukraine Insurance Group, утверждает, что сокращение персонала не является эффективным инструментом оптимизации. Он объяснил, что увольнение персонала является, по сути, миной замедленного действия. Во-первых, напоминает Кушниренко, процедура увольнения стоит денег, если, конечно же, все производится в рамках закона. Во-вторых, работодатель может очень легко испортить свою репутацию, тогда как восстанавливать ее после того, как завершиться кризис и понадобятся новые сотрудники, будет очень непросто.
Исходя из этого, украинское подразделение компании PZU Ukraine Insurance Group приняло решение договариваться со своими сотрудниками. Многие из них готовы сознательно пойти на некоторое сокращение заработной платы, лишь бы только сохранить за собой рабочее место в качестве стабильного источника доходов. Как подчеркнул Кушниренко, подобные переговоры следует проводить не в ультимативной форме – скорее, персонал нужно привлекать к совместному решению общей для всех проблемы.
Сегодня украинский рынок труда переживает кризисный период совершено иначе, чем в 2008-2009 годах. Например, возврат в управление собственников сегодня, в отличие от последнего финансового кризиса, так и не стал массовым трендом. Конечно, подобные примеры все равно есть – функции руководителя и собственника сейчас совмещают Анатолий Юркевич ("Милкиленд"), Виктор Иванчик ("Астарта"), Олег Бахматюк (UkrLandFarming), и ряд других собственников, однако причиной этого, как объяснил Долгих, стали вовсе не сиюминутные обстоятельства.
Он отметил, что сейчас многие говорят о возвращении к управлению бизнесом собственников, однако на самом деле все не совсем так – владельцы никуда и не уходили, просто они руководили своим бизнесом скрытно, маскируясь за заборами наблюдательных советов и за кустами корпоративного управления, поскольку в Украине принято совмещать функции собственника с функциями управленца.
Эксперт убежден, что на украинском рынке уже давно появились высококвалифицированные менеджеры, которые могут контролировать работу бизнеса – просто у большинства украинских собственников еще нет готовности и умения отойти от ручного управления собственным бизнесом.