Нардеп Виктор Чумак, представляющий в украинском парламенте "Блок Петра Порошенко", и являющегося замглавы комитета ВР по предотвращению и противодействию коррупции, рассказал, чего он ожидает от деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины. Более детально о том, какие ожидания политик связывает с деятельностью НАБУ, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Виктор Чумак в интервью изданию "Сегодня" рассказал о том, чего он ожидает от деятельно Антикоррупционного бюро. Стоит отметить, что ранее политик претендовал на должность руководителя НАБУ, а в настоящее время он претендует на должность в Нацагенство по предотвращению коррупции. Глава государства и премьер-министр заявляют, что, начиная с 1 декабря этого года все громкие уголовные производства, открытые против коррупционеров, перейдут от Генеральной прокуратуры к Антикоррупционному бюро, а весной следующего года в стране заработает Госбюро расследований – в итоге у Генпрокуратуры останется только лишь гособвинение. Депутат подтвердил, что у Генеральной прокуратуры вскоре останется только лишь гособвинение и процессуальное руководство следствием.
Процессуальным руководителем рабочей группы, рассматривающей дела, будут сотрудник прокуратуры, и это все равно будет своего рода крючком, на котором можно держать следствие, согласовывая одни действия, и отказывая в других. Тем не менее, это все равно несопоставимо с теми огромными полномочиями, которые есть у генпрокуратуры сегодня – она может и сама вести следствие, и осуществлять процессуальное руководство, и представлять дело в суде.
В Литве, например, после создания органа по типу НАБУ, из Генпрокуратуры ему передали не все дела сразу, тогда как украинский президент говорит, что Антикоррупционному бюро будут переданы все связанные с коррупцией громкие дела из ГПУ. Депутат объяснил - какими будут украинские правоохранительные органы, определяет статья 216 КПК, поскольку данная статья определяет подследственность. В Украине в настоящее время следствие проводить будут три больших органа и два органа поменьше. Первый орган – это НАБУ, куда перейдут только дела, связанные с коррупцией в высших эшелонах власти, с коррупцией среди военных, судей, правоохранительных органов. К ГБР перейдут дела об организованной преступности, особо тяжкие дела, дела по военным преступлениям. Другие дела останутся там же, где и сейчас.
При этом политик считает, что у Службы безопасности Украины, равно как и у налоговой полиции, нужно отобрать функции досудебного следствия. До тех пор, пока в стране идет война, лишать СБУ данных функций нельзя, поскольку спецслужба будет вести дела связанные с террористической угрозой, тогда как налоговая полиция должна быть попросту ликвидирована. Дела по экономическим преступлениям могут быть переданы Национальной полиции, или в ГБР, что будет еще лучшим вариантом.
Первые результаты работы НАБУ появляться не раньше, чем во второй половине следующего года – Чумак.
Объяснил народный депутат и то, когда следует ожидать первых результатов работы новых антикоррупционных органов. Он отметил, что если в стране уже заработает НАБУ, и ему будет передано дело Мосийчука, то это вовсе не означает направления данного дела в суд уже на следующий день. Точно такая же ситуация и с делом экс-главы Минюста Лукаш – оно ведь тоже не пойдет в суд уже на следующий день. КПК требует, чтобы расследование проводилось, как минимум, три месяца, а если дело будет очень сложным, то для его расследования может понадобиться как минимум полгода. Поэтому говорить о том, что 1 декабря страна проснется, и сразу все заработает, неправильно и непрофессионально.
По словам Чумака, лично он ожидает первых результатов работы антикоррупционных органов не ранее, чем во втором полугодии 2016 года. Например, по делам НАБУ может быть вынесено к этому времени два или три обвинительных приговора, не больше – массового вынесения обвинительных приговоров точно не будет. В Украине не будет ни массовых посадок, ни массовых расстрелов. При этом если первые расследования по политикам из высших эшелонов украинской власти будут честными и непредвзятыми, то общество это сразу же почувствует, и об этом будет вовсе не обязательно объявлять с больших трибун.
Депутат также полагает, что Нацагентство по предотвращению коррупции, в котором он тоже принимает участие в конкурсе, заработает вовремя. Он объяснил, что там опять возникла проблема, связанная с конкурсом. Тем не менее, если оно действительно заработает вовремя, еще в текущем году, то первые расследования несоответствия сведений, указанных в налоговых декларациях чиновников с образом их жизни могут появиться уже летом следующего года.
Ведь для этого чиновники сперва должны заполнить новые декларации, а для этого у них есть время до 1 апреля 2016 года. Кроме того, в Украине должен заработать онлайн-реестр деклараций, необходимо оцифровать те декларации, которые сегодня в бумажной форме, затем они должны быть внесены в реестр. Нужно определить новый порядок регистрации деклараций, проверить чиновников на наличие имущества. Причем в данном случае речь идет не обо всех украинских чиновниках – речь идет только о политически важных персонах, чтобы затем можно было заявить – например, у главы правительства есть дом в Альпах, который он "забыл" указать в поданной им декларации.