Свою оценку времени, прошедшему после Революции достоинства, дал Мирослав Попович. Он выражает сомнение в том, что цели, которые ставили перед собой митингующие, будут достигнуты. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Мирослав Попович, академик, возглавляющий Институт философии НАН, в рамках интервью, как участник событий Революции достоинства, рассказал о собственных впечатлениях от постреволюционного времени. На данном этапе он признается, что есть опасения по поводу окончательной реализации революционных целей.
Ученый констатирует, что прошедшая в Украине революция представляла собой не только процесс смены правительства. К примеру, студенческая Революция на граните, прошедшая в 1990 году, привела к смене одного правительства на другое, но кардинальные изменения в обществе и политическом устройстве государства не вызвала. Но Майдан, начавшийся около 2 лет назад, на самом деле изменил политический уклад Украины, это изменение вряд ли кто-то сможет искоренить.
Вспоминая события того времени, Попович утверждает, что люди, которые пришли и стали на место, поставив конкретные цели, столь поразительного результата, скорее всего, не ожидали. Однако итогом стойкости активистов в достижении ими поставленной цели является политический акт довольно масштабный. Анализируя события этого времени сейчас, можно сказать, что произошли революционные изменения с минимальными предпосылками.
В то же время, характеризуя последствия революции, обязательно принимать во внимание, что движение государства к демократии на самом деле может быть очень длительным по времени. Что-то определенное на данном этапе с полной уверенностью утверждать довольно трудно. Попович отмечает, что на протяжении всего прошедшего времени поддерживал президента Порошенко во всех его начинаниях – писал обращение с призывом голосовать в первом туре за действующего президента, и о своих действиях не пожалел.
Тем не менее, сейчас признается Попович, что имеет опасения, справится ли глава государства с огромным грузом, возложенным на него выбором граждан. Философ обращает внимание на одну из негативных особенностей бремени власти – свойство давить человека, наделенного правом руководить, изнутри. Именно поэтому задача руководства государством далеко не для всех оказывается посильной.
За 2 года преступники не наказаны.
Очевидно, что одним из запросов общественности в послереволюционное время является наказание виновных в преступлениях на Майдане, чего ожидали не только участники событий, но и все украинцы. Комментируя эту ситуацию, Попович признается, что он сам не может для себя найти ответа на вопрос. Люди, которые несли ответственность за наказание виновников преступлений, подали в отставку, когда почувствовали, что лед под ногами хрупкий или всячески пытаются избежать серьезных разговоров.
По мнению Поповича, Революция достоинства представляет собой большой фактор, в котором сосредоточены давления массовых настроений. Очевидно, что на расстрел митингующих могли пойти только люди, которые не побоялись сделать больно всей нации. Команда беглого украинского экс-президента понимала, что решение общественности сильно не понравится, но отдала приказ о силовой зачистке протеста.
После общенациональной трагедии украинцам нужен был ответ, а не стандартный шаг. Наказания виновников произошедшего должно было быть незамедлительно, даже если и сама мера неполной, общество восприняло бы это решение позитивно. Потенциал положительной энергии, который присутствовал на центральных улицах украинской столицы, должен был трансформироваться в нечто весомое.
Однако ожидаемой немедленной реакции с наказанием преступников украинцы не дождались. Вместо этого новое руководство страны начало ведение стандартного юридического процесса. Для подобных поступков одних только юридических оценок обычно недостаточно. Тем не менее, люди, занимающие определенные высокие должности, разбираются в ситуации, используя стандартный подход чиновников, что недопустимо в случае, когда речь идет о совести. Попович уверен, что несоответствующее отношение к произошедшему со стороны государства в результате приведет целому ряду трудностей.
В процессе расследования преступлений против Майдана, по мнению академика, по разную сторону баррикад оказалась политика и общечеловеческая мораль. Давать советы руководству страны в вопросе отставок Попович не берется, но подчеркивает, что люди должны видеть готовность политиков поддерживать инициативы гражданского общества. Сравнивая ситуацию с общеизвестным примером, философ утверждает, что народу нужно образное видение готовности политиков отдать за народ собственную жизнь, как сердце Данко.
Желаемой картины готовности к самопожертвованию граждане не видят, вместо этого наблюдая за постепенным увеличением миллионных прибылей руководителей государства. После событий на Майдане подобное отношение к народу недопустимо. В этой ситуации вовсе не следует ожидать, что граждане пустят ситуацию на самотек, найдут для себя уголок и будут молчать. Попович уверен, что сама жизнь не позволит украинцам и дальше покорно ждать, поскольку чувство голода присуще каждому.