Приближение холодов, в условиях обострившегося вооруженного противостояния на украинском Донбассе в сочетании с неоднозначной расстановкой политсил по результатам выборов в местные органы власти, актуализировало проблему прохождения государством отопительного сезона. «А недавние события на границе с Крымским полуостровом и прекращение поставок электроэнергии в Крым делают эту проблему еще более острой», - пишет «Форбс-Украина».
«Несмотря на все экономические и дипломатические потуги Минэнергоуглепрома, запасов угля на отопительный период однозначно меньше, нежели необходимо», - отмечает издание. «По подсчетам группы экспертов из Евросоюза, Соединенных Штатов и Канады, готовивших план прохождения энергосистемой осенне-зимнего периода (ОЗП), стране необходимо 3,2 миллиона тонн, - сказал Александр Харченко, являющийся руководителем Центра исследований энергетики. - В настоящее время на складах есть всего лишь 2,2 миллиона тонн. Дефицит в один миллион тонн распределен таким образом: 60 процентов - марки Т (тощий) и А (антрацит), а 40 процентов - марки Г (газовый)».
Из общего объема накопленного в Украинском государстве угля на складах ТЭС ДТЭК на 22 ноября аккумулировано 1,656 миллиона тонн: 841 тысяча тонн марки Г и 815 тысяч тонн - марки А. Это приблизительно на 40 процентов больше, нежели на ту же дату в прошедшем году.
Вместе с тем опрошенные изданием аналитики не торопятся излучать оптимизм. «Запасов (2,2 миллиона тонн для ТЭС) пока хватает при поставках из ДНР и ЛНР. Однако лучше было бы три миллиона. Тогда точно никаких проблем не будет, - полагает основатель Института энергостратегий Юрий Корольчук. - Если же Донбасс остановится либо уменьшит поставки, то, боюсь, примерно за месяц - к концу декабря - мы, возможно, «съедим» даже до 1,4-1,5 миллиона тонн».
То есть на данный момент недостатка антрацита нет. Однако на всю зиму имеющихся запасов недостаточно. «Что касается дефицитного антрацита, то на сегодняшний день компания покрывает все производственные потребности в нем благодаря собственному ресурсу. Поставки из наших шахт в зоне неконтролируемой территории составляют порядка 600 тысяч тонн в месяц, - пояснила Ирина Милютина, представитель пресс-службы «ДТЭК Энерго». - При ритмичных поставках угля с временно не подконтрольных Украине территорий, дефицита топлива указанной марки в зимний период не ожидается».
Но это условие, как пишет издание, уже не выполняется. Ведь еще 20 ноября поставки угля с Донбасса были остановлены. А на сколько времени хватит Украине имеющихся запасов, зависит, кроме темпов подвоза, и от температуры воздуха. «Хватит, не хватит - это зависит от погоды. Однозначно можно сказать, что в целом - не хватит, - полагает Игорь Черкашин, являющийся координатором ОО «Экспертная Платформа по энергоэффективности». - Надо исходить из того, какая температура будет за окном».
Вся надежда на теплую зиму.
Соответственно, благополучное прохождение отопительного сезона возможно лишь в случае аномально теплой зимы. «В случае, если и эта зима будет теплой, то мы выберем порядка 500-600 тысяч тонн складских запасов к концу марта», - полагает Юрий Корольчук.
Относительно угля марки Г, то ДТЭК пообещал незначительно, на 100 тысяч тонн, нарастить выработку своих шахт. А госшахты говорят о возможности увеличить добычу марки Г, но при улучшении финансирования. «А вот покрытие дефицита угля А в планах Минэнергетики предусмотрена исключительно закупкой в ЛДНР и России, - отмечает Александр Харченко. - В ЛДНР, в принципе, продавать хотят, поскольку им необходимы деньги. Однако если в РФ будет принято политрешение не продавать Украине уголь, то вряд ли они воспротивятся».
Как отмечает издание, на международных рынках угля достаточно, в частности, и необходимых Украинскому государству марок Т и А. Он дороже донбасского и российского, однако ненамного. Но покрыть дефицит этим углем проблематично, так как долгосрочные договора не заключены, доставка осуществляется с существенным временным лагом, а порты Украины имеют ограничения объемов возможной переработки. Помимо этого, зарубежные продавцы требуют стопроцентную предоплату, на что у украинских тепловиков попросту нет денег. «На мировом рынке предложение есть, трейдеры нам присылают эти предложения. Проблема во времени на доставку. Зазор составляет 2 месяца, - отмечает Александр Харченко. - Это значит, что если контракты заключить прямо сегодня, то уголь прибудет только в конце января. Так что нашим переговорщикам следует занять самую энергичную позицию, летать по миру - в ЮАР, Вьетнам, Соединенные Штаты - и заключать контракты».
Что касается средств на закупки угля, то и здесь имеет место ряд проблем. «В настоящее время ТЭС работают с минусовой рентабельностью (минус 10,2 процента за девять месяцев этого года), а также в условиях огромных долгов», - утверждает Ирина Милютина.
Помимо этого, нужно учитывать также и логистические нюансы: объем грузов, которые могут принять украинские порты, ограничен. В соответствии с квотами, выделенными под энергетический уголь, месячная пропускная способность портов для импорта угля - не более 400 тысяч тонн.
Не последнюю роль играют также и сроки поставки. В частности, от выхода судна из порта отгрузки до прибытия угля на электростанции нужно порядка 45 дней. Получается, что из дальнего зарубежья быстро доставить уголь невозможно. Нужно учесть, что значительная часть антрацита поставляется согласно долгосрочным договорам. Поэтому в случае блокирования поставок с временно неконтролируемой территории резко увеличившийся спрос будет проблематично полностью покрыть за счет импортного угля.
Автор: Екатерина Кравец