Вчера президентом Российской Федерации был подписан Указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции».
Напомним, 26 ноября глава российского правительства поручил разработать комплекс «специальных экономических и гуманитарных мер против Турции» в ответ на инцидент с бомбардировщиком, сбитым турецкими военными. «Решение будет принято согласно закону от 30 декабря 2006-го о специальных мерах. Этот закон, по сути, и рассчитан для подобного рода ситуаций и касается именно вопросов обеспечения безопасности нашей страны», - сказал тогда Дмитрий Медведев.
Следует отметить, что 30 ноября президент России должен встретиться с турецким лидером Тайипом Эрдоганом в столице Франции на Всемирном саммите по климатической безопасности, в котором примут участие лидеры 138 государств мира.
Россия принимает меры.
Еще до принятия мер российское внешнеполитическое ведомство успело дать рекомендации для российских граждан. В частности, МИД рекомендовал россиянам временно воздержаться от поездок в Турцию. Следует отметить, что число российских туристов в этом государстве в прошедшем году превышало четыре миллиона человек. После рекомендаций ведомства российские туристические агентства массово начали отзывать ранее оплаченные туры на следующий сезон. Также начала действовать и Федеральная таможенная служба России. В частности, она заблокировала для турецких товаров единственный погранпереход с Грузией, использующийся для большей части автомобильного турецкого импорта.
В меры против Турции свою лепту вложило и Минобороны России. В ведомстве заявили относительно приостановки всех соглашений с Турцией в военной и технической сфере. Значительная часть этих договоров была заключена более 10 лет назад. Сейчас практически все «товарные» договоренности провалились, кроме так называемых «бонусных» соглашений. Дело в том, что Россия хотела сначала вывести на рынок Турции российские системы вооружений, а потом уже сбалансировать это стратегическими бонусами для этой страны. Однако Анкара настаивала, чтобы сначала были поставлены бонусы, а уже потом она даст допуск на свой рынок для товаров из России. Самой дорогой поставкой должен был стать вертолет с двигателем украинского производства Ка50-2 «Эрдоган», разработанном еще в 1997-м был именно для Турции. Предполагалось, что объем поставок превысит цифру в 1 миллиард долларов. Однако они так и не попали на турецкий рынок. Окончательный крест на дано проекте поставил запрет на поставку гидравлики и двигателей в Россию из Украины, который последняя ввела из-за аннексии Крымского полуострова.
Похожая судьба постигла и остальную товарную линейку предполагаемого российского экспорта в Турцию, начиная проектом поставок противотанковых ракетных комплексов и заканчивая интеграцией некоторых моделей ЗРК. Все указанные проекты были провалены по срокам в связи с неуступчивостью Москвы в ракетостроении.
Уже к 2015 году упрямое нежелание России развивать с Турцией бонусные соглашения в ракетостроении привели к обратному результату. С середины 90-х государства имели соглашение о совместном создании ОТРК (оперативно-тактический комплекс), который РФ не хотела выполнять до того, как турецкая сторона начнет покупать российское оружие. Закончились это тем, что к 2007-му году Турция без участия россиян при помощи китайских технологий сумела поставить на вооружение серию ОТРК своей собственной разработки. Эта серия включала ракеты J-600T Yildirim II (радиус действия до 300 километров при массе боеголовки в 0,4 т). Еще в прошедшем году Турция перестала ждать выполнения Россией ранее заключенных «бонусных» договоров. Они свернулись уже давно, так что нынешний их разрыв - это простая фигура речи.
Для такого поворота были довольно веские причины - оккупация Крымского полуострова и последовавшая вследствие этого милитаризация Севастополя. Турция это расценила как нарушение Россией целого ряда международных договоренностей об ограничении режима уменьшения обычных вооружений в Европе и, соответственно, как нарушение режима запрета ракет средней дальности. Такая ситуация позволила Анкаре начать испытания нового поколения ракет. Речь о комплексе Yildirim III (дальность 900 километров), а также крылатых ракет наземного базирования с дальностью свыше 600 километров. Подобные шаги турецкой стороны формально могут выглядеть как нарушение международных конвенций. Однако не в случае, когда с одной стороны стране угрожают иранские баллистические ракеты, а с другой Россия, игнорируя договоренности, превратила оккупированный Крымский полуостров в платформу для размещения разных видов вооружения.
В текущем году Украина заключила ряд соглашений с Турцией в сфере мирного освоения космоса и ракетостроения. Еще одной сферой приложения усилий украинской стороны может стать перспектива ареста заграничного имущества российских компаний, которые незаконно начали использовать госактивы Украины в Крыму после его оккупации РФ. В этом вопросе Турция может стать хорошим союзником Киева. Ведь имущество, которое арестовано через международные суды, как правило, продается, попадая в руки местного бизнеса. Такого рода перспектива выглядит выгодной турецкой стороне.
Автор: Екатерина Кравец