Уже давно набившие оскомину Минские договоренности, через выполнение которых предполагается разрешить конфликт на востоке Украины, продолжают оставаться основной темой при обсуждении событий на Донбассе. Ситуация, которая в первом приближении катилась к мирному решению всех наболевших вопросов как со стороны официального Киева, так и со стороны пророссийски настроенных сепаратистов, за последнее время сильно обострилась. Обстрелы позиций украинских военнослужащих, причем зачастую из запрещенного упомянутыми выше документами оружия, становятся все активнее и многочисленнее.
Как отмечает политолог из Германии Андреас Умланд, никто не согласится с каким-то особым статусом, который требует для себя Донбасс, пока не будут выполнены и остальные пункты соглашений, предполагающие проведение на временно оккупированных украинских территориях реальных выборов под наблюдением как самой Украины, так и всех возможных мировых институций. По итогам таких выборов, а также после полноценного восстановления украинско-российской границы можно будет начинать какой-то диалог в этом регионе.
Короче говоря, пока официальным Киевом не будет получен полный контроль над частями Донецкой и Луганской областей, которые сейчас захвачены сепаратистами, говорить о каких-то преференциях для этих территорий попросту неуместно. А до тех пор Донбасс воспринимается как плацдарм если не для российской военной атаки, то для расшатывания ситуации в стране, однозначно.
Также западные лидеры уже хорошо осознают, что все стремления ДНР и ЛНР якобы идти навстречу, соблюдать пункты договора и являть собой образец правильного поведения с огромной вероятностью могут быть лишь игрой. Подобную ситуацию можно наблюдать с отводом вооружений, часть из который действительно вывезли, а еще множество единиц разнообразной техники замаскировали по дворам оккупированных городов Донбасса, в цехах порезанных на металл предприятий, в пригородных посадках на стратегических направлениях.
Можно предположить, что прекращение стрельб может привести к громким заявлениям России о каком-то там выполнении соглашений и требованиям отменить санкции. Это, по идее, не должно закрыть глаза Западу, так что вряд ли замораживание конфликта приведет к снятию ограничений против Российской Федерации.
Опасения Украины и внутренние проблемы.
Конечно, с украинской стороны заметна некоторая напряженность и боязнь того, что ЕС и США поверят под давлением РФ в мнимое выполнение ею и боевиками всех своих обязательств на украинском востоке. Однако не стоит на этом зацикливаться, так как в руководстве крупных стран находятся совсем не дилетанты, которые прекрасно все понимают и видят, сколько бы не врали представители российской стороны. Да и спецслужбы этих стран не зря получают свое жалование. Поэтому у каждого крупного мирового лидера всегда имеется полноценная картина событий, из которой он и будет исходить при принятии решений или при общении со своими коллегами.
Внутри Украины тоже не все так гладко. Даже, если оставить в стороне все сепаратистские настроения части востока, то и в благополучных районах страны разгуливает множество не только агентов Кремля, но и просто маргиналов, ищущих заработок в смутное время, а также людей, недовольных существующей властью, которых достаточно в любой стране – всем не угодишь.
Особняком стоит ситуация, когда протесты «Свободы» под стенами Верховной Рады вышли из-под контроля и закончились бойней и жертвами. Вероятно, такого исхода изначально не планировалось, но горячие головы уже по ходу конфликта решили его радикализировать. Как итог – погибшие, раненые и арестованные, которые получат длительные сроки заключения.
После таких событий существует вероятность раскола между патриотическими движениями, чего только и ждут как внешние, так и внутренние враги. И когда одни заявляют, что руководство предает интересы страны, заключая договоренности с преступниками, то другие им отвечают, что это и есть тот путь, который поможет объединить страну, так как вооруженное противостояние только принесет новое горе в украинские семьи. Даже в неравных условиях, когда противоположная сторона цинично нарушает договоренности, Украине необходимо выполнять свою часть подписанных документов.
На благополучном Западе тоже не все так однозначно, там есть серьезная заинтересованность в российском рынке со стороны крупных бизнес-структур. Они через своих представителей во власти лоббируют снятие с России ограничений, которые крайне негативно влияют на ведение там бизнеса. В такой ситуации европейским лидерам крайне сложно лавировать между внутренними интересами и помощью украинскому народу. Ведь за каждым заявлением Путина или Лаврова стоят как раз определенные бизнесмены самой высшей касты из разных стран мира, которые не только сами не обогащаются, но и видят, как мучается российский олигархат, ежедневно теряющий огромные суммы, пребывая под действием санкций. А многие из близкого окружения президента РФ еще и лишились возможности посещать другие страны, вынужденно и непривычно оставаясь на территории России.