Итоги выборов в городе Мариуполе не смогли удивить. Удивило другое: партии из проевропейской коалиции практически сдали город бывшему «хозяину Донбасса».
Лидерство Вадима Бойченко, руководителя по персоналу Мариупольского металлургического комбината имени Ильича, было предвиденным. У него отсутствовали конкуренты. Ни одна из партий, которые входят в парламентскую коалицию, не пожелала реально бороться за руководство города в ведущем городе Донбасса, в отличие от тех же Запорожья и Кривого Рога, где у выдвиженцев Ахметова Александра Буряка и Юрия Вилкула присутствовала конкуренция. В особенности в Кривом Роге. Мариуполь же просто сдали. Однако осуществилось это не вчера. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
А вот результаты выборов в городской совет оставили довольно неприятный осадок. Туда, по сообщениям экзит-полла компании Research & Branding Group, знаменитой своей работой на Партию регионов, прошли только две партии – «Оппозиционный блок» и «Сила людей». Стало интересным, что данная партия, председателем политического совета которой считается известный общественный активист Александр Солонтай, продемонстрировала свою эффективность только в Мариуполе. А ее кандидат Максим Бородин занимает на выборах городского правителя второе место. Успех «Силы людей» стал реальным по той причине, что парламентские партии производили все возможное, чтобы «Оппозиционный блок» получил в городском совете большинство. По другим известиям, в городской совет еще проходят БПП «Солидарность» и «Наш край». Но это никак не изменит расклады. И это первый вывод из итогов выборов в Мариуполе.
Второй вывод - можно сколько угодно рассказывать о «ватном» электорате Мариуполя, и это правда, но с момента, когда группировку ДНР изгнали из этого города, прошло 1,5 года, точнее, было предостаточно времени для создания проукраинского электората. Но сначала правительство заигрывало с бывшим мэром Юрием Хотлубеем, который вместо того, чтобы ответить за симпатии к террористам, сумел пристроиться при новых политических реалиях. После этого с подачи Банковой раскручивали проект «Наш край», который состоит из бывших «регионалов». Они обязаны были оттянуть на себя часть «ватного» электората. В Мариуполе данный проект не сработал. Вместо того, чтобы еще летом договориться и выставить единого и, основное, сильного кандидата в мэры, создать перечни из лидеров общественного мнения, проукраински настроенных активистов, население Мариуполя стало свидетелями того, как на их глазах разворачивается политический «договорняк». Можно ли после этого обвинять их в нежелании принимать участие в спектакле?
Третий вывод - непонятно, для чего требовалось переносить выборы, если в итоге мы получили значительно худший расклад, чем могли получить. Формально причины для переноса присутствовали, но в таком случае месяц нужно было применить для мобилизации проукраинских сил. Вариантов сделать это и без массированной агитации было сколько угодно. Как тут не вспоминать положительный пример Николаева и кандидата от «Самопомочи» Александра Сенкевича.
Четвертый вывод: Ринат Ахметов и на этот раз подтвердил, что продолжает существенно влиять на процессы в регионе. Выборы на подконтрольных Украинскому государству территориях Донецкой области продемонстрировали, что тамошнее население в своем большинстве не подготовлено голосовать за проевропейские политические проекты. Еще летом политики и специалисты обсуждали возможность моратория на выборы на Донбассе. Если бы подобный мораторий был принят, никто бы не бросил камень в огород властей Киева. Военно-гражданские администрации вполне способны обеспечить властные полномочия в зоне проведения антитеррористической операции. Но почему-то было принято другое решение. И этим эффективно воспользовался «Оппоблок». Как полагают корреспонденты «Деловой Столицы», вероятно, Ринат Ахметов желает продемонстрировать, что он не только способен привести в местные советы большое количество депутатов, но и подготовлен обеспечить спокойствие в регионе и не допустить повторения терроризма. В обмен на это он, скорее всего, надеется получить карт-бланш от Киева в перспективе выборов на временно захваченных территориях. Стать таким себе украинским Кадыровым для Донбасса.
Но проблемный вопрос в том, что Донецкая и Луганская народные республики, увы, в кротчайшие сроки не рассосутся. Когда там произойдут выборы по законам Украинского государства - неизвестно. Замороженные конфликты быстро не разрешаются, это подтверждено Приднестровьем и Абхазией. Зато обширнейшее избрание бывших соратников Януковича в местные советы в Мариуполе и других городах на освобожденных от сепаратистов территориях - проблема для Киева куда серьезнее, чем реинтеграция временно захваченных земель. И, к сожалению, для устранения подобной проблемы центральными властями фактически ничего не было сделано.