По словам главы Государственного агентства резерва Украины Вадима Мосийчука, в настоящее время состояние возглавляемого им ведомства просто аховое. Более детально слова Мосийчука о непростом положении, в котором сегодня оказался Госрезерв, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Вадим Мосийчук, комментируя в интервью изданию "Фокус" недавнее заявление главы Минэкономразвития Айвараса Абромавичуса о пропаже из Госрезерва 250 тысяч тонн зерна, понтонных мостов и дизельного топлива на общую сумму в 800 миллионов гривен, объяснил, что как только он возглавил ведомство, то совместно с сотрудниками Госфининспекции был проведен его экспресс-аудит, по итогам которого и были обнаружены данные хищения. Самое большое количество злоупотреблений пришлось на два периода: с 2008 по 2014, и с 2005 по 2006, однако данные махинации замалчивались предыдущим руководством Госрезерва, поскольку на них было проще закрыть глаза, чем разгребать всю эту грязь, заводя уголовные дела.
Многие люди работают в Госрезерве еще с 90-х годов, и некоторые из сотрудников ведомства, подозреваемые в причастности к разного рода махинациям, продолжают до сих пор оставаться на своих местах – в частности, чиновники, которые были причастны к порче хранившегося на одной из нефтебаз топлива, смешивавшие бензин и дизтопливо, до сих пор работают, поскольку их причастность к данным махинациям пока еще не доказана судом. До конца текущего года планируется очистить от коррупционеров центральный аппарат ведомства, хотя все прекрасно понимают, как непросто будет выполнить эту задачу, а неповоротливость судебной системы является огромной головной болью.
Абромавичус в первую очередь обвинил в причастности к хищениям руководителей региональных отделений Госрезерва. По словам Мосийчука, министр указал на необходимость уделения центральным аппаратом ведомства более пристального внимания контролю за региональными отделениями, и говорил о необходимости оперативной передачи правоохранительным органам фактов выявленных злоупотреблений. Все это делается, однако руководство просто не может как-то повлиять на ход следствия.
Впрочем, первые итоги очищения ведомства уже есть – за 8 месяцев с начала этого года большинство предприятий Госрезерва получили прибыль, хотя ранее они годами постоянно были убыточными. Вернее, на самом деле данные предприятия были прибыльными всегда, только их прибыль оседала в чьих-то карманах. В настоящее время из 39 предприятий работают 26. Эффективное управление всеми просто невозможно.
Складские запасы в государственном и в мобилизационном резервах на 90 процентов не соответствуют реальным потребностям ВСУ – Мосийчук.
Говоря о том, насколько соответствуют складские запасы в государственном и в мобилизационном резервах реальным потребностям украинской армии, Мосийчук заявил, что несоответствие составляет 90 процентов – есть, в частности, в государственном резерве значительное количество уже просроченного товара, а с мобилизационным резервом ситуация еще более аховая.
На складах хранится по большей части номенклатура товаров, которая была заложена еще вор времена Советского Союза: какие-то трубы, телефонные провода, полиэтиленовые мешки, станки, предназначенные для выпуска абсолютно никому не нужной продукции, советские транзисторы и так далее. Все это было выпущено еще в 70-80-х годах прошлого столетия. Вместе с тем, конечно же, есть и ценные вещи, например, цветные металлы, металлопрокат.
В общей сложности на складах ведомства в настоящее время храниться 36 тысяч наименований различных товаров, и столь широкого разнообразия нет больше ни в одной стране мира. При этом из государственного бюджета выделяются средства на обслуживание хранения этих давно уже никому не нужных товаров.
Объясняя, как необходимо поступить с этим наследием СССР, Мосийчук подчеркнул: необходимо отказаться от советской модели формирования резервов, которую можно охарактеризовать как все для всех. Было проведено совещание с силовиками, и они согласились – мобилизационный резерв в его нынешнем виде является просто ненужным балластом. Его необходимо расформировать, все, что может быть продано, необходимо продавать на прозрачных торгах, а остальное должно быть списано. Одновременно с этим необходимо закупить реально нужные для отечественной оборонной промышленности и для украинской армии вещи. На складах в настоящее время хранится только лишь 2 процента от положенной нормы накопления топлива и всего лишь 10 процентов от необходимого объема зерновых. К 2020 году только лишь за счет сокращения номенклатуры можно будет нарастить запасы данных товаров до 25 процентов от нормативных цифр.
При этом Мосийчук отказался называть конкретные цифры – сколько будет 25 процентов в абсолютных величинах. Он объяснил, что данные о местонахождении стратегических запасов, а также об их количестве в любой стране являются секретной информацией. Если потенциальному противнику будет известна информация об объемах стратегических запасов, о том, с какой скоростью они используются, а также о путях доставки запасов Вооруженным силам, он с легкостью может уничтожить нашу армию в тылу.