Сегодня в Донецком городском суде Ростовской области будет продолжаться судебное заседание по делу Надежды Савченко, украинской военнослужащей и народного депутата, которая обвиняется российским следствием в причастности к убийству летом прошлого года российских журналистов под Луганском, а также незаконном пересечении границы РФ. Все стороны процесса ожидают скорого приговора, причем, по всей вероятности, он будет обвинительным и весьма суровым, а в зале суда в связи этим нарастает напряжение. Об этом сообщает «Радио Свобода».
Приговор Надежде Савченко могут вынести до конца 2015 года, и он «будет суровым». Такое заявление в прошлую пятницу было сделано официальным представителем Следственного комитета РФ Владимиром Маркиным. В то же время защита украинки еще даже не начинала представлять свои доказательства, о чем свидетельствует сообщение в Twitter адвоката Надежды Николая Полозова.
Слушания по делу украинской летчицы продолжаются с 22 сентября. По словам журналиста «Радио Свобода» Антона Наумлюка, который следит за ходом всех заседаний, 3 декабря гособвинением было завершено представление доказательств по делу.
Также Наумлюк сообщил, что в первую половину дня на последнем заседании допрашивали уже не свидетелей, а авторов экспертиз, запрошенных стороной обвинения. Они имели отношение к совершенно разным вопросам – анализу взрывов, которые можно видеть на видеопленке боя, когда Надежду Савченко захватили в плен, и ряду других. Вторая половина дня посвящалась перечислению, которые защита украинки хочет зачитать в суде. Впоследствии эти документы используют во время прений, а их список составляет 11 страниц. Документы, не оглашенные до этого, не будут учитываться в прениях. По всей вероятности, именно этим займется будет заниматься защита на ближайших заседаниях.
Однако, по словам журналиста, уже точно ясно, что в понедельник допросят основного свидетеля защиты – сестру Надежды Веру Савченко. У нее возникли проблемы во время пересечения границы, когда до этого она хотела принимать участие в заседании. Несколько раз Веру Савченко останавливали на границе, не пуская в Россию. В результате она все-таки побывала там, съездив в Чечню на процесс по делу Станислава Клыха и Николая Карпюка –украинцев, которых сейчас судят в суде Грозного.
Также Наумлюк отметил, что 7 декабря Вера Савченко должна в качестве свидетеля выступить в защиту своей сестры. Однако есть один нюанс: во время ее нахождения в Грозненском суде, в отношении Веры Савченко возбудили уголовное дело за оскорбление суда. Судья, ведущий процесс Карпюка и Клыха, решил, что Вера Савченко публично оскорбила его в зале заседания, что было занесено в протокол, а впоследствии в связи с этим было возбуждено уголовное дело. По мнению журналиста, теоретически это может стать помехой для выступления Веры Савченко, единственного пока свидетеля защиты, на процессе ее сестры.
Еще одним свидетелем стороны защиты может стать Владимир Рубан, специалист по обмену пленными, предпринимавший попытку обмена Надежды Савченко во время ее нахождения в плену в Луганске у батальона «Заря», тогда возглавляемого нынешним главой самопровозглашенной ЛНР Игорем Плотницким. Однако, несмотря на то, что он был заявлен адвокатами в этом качестве в самом начале суда, очевидно, что-то поменялось, поэтому сегодня его выступление остается под вопросом.
Документы, имеющиеся на руках у адвокатов Савченко, могут быть не приобщены к делу.
Что же касается других свидетелей защиты, чьи показания имеются на руках у адвокатов, их очень тяжело вызывать в суд, поскольку в своем большинстве это бойцы батальона «Айдар», где служила Надежда Савченко до попадания в плен. Понятно, что им, мягко говоря, небезопасно появляться на российской территории и, конечно же, адвокаты прекрасно понимают это, поэтому даже не заявляют их приехать.
Помимо этого, журналист сообщил, что в материалах дела есть доказательства, предоставленные украинской стороной, однако все они датируются (и были переданы в суд) до марта 2015 года. По его мнению, после анализа материалов дела складывается впечатление, что в марте дело переконструировали, а обвинения сместили. Так, были проведены повторные допросы практически всех свидетелей, а также переписаны протоколы их допросов, проведенных во время предварительного следствия. В результате обвинительное заключение получилось совсем другим, нежели, по всей видимости, изначально планировалось. Появились несколько человек, которые позиционируются как беженцы из поселка Металлист, признанные потерпевшими от действий Савченко.
По мнению журналиста, в марте месяце было прекращено следствие, ведшееся до того момента, и началась совершенно другая история. В материалах дела имеются все документы от украинской стороны, которые были переданы по линии взаимодействия судебной системы Украины и России и их следственных органов. Однако ни одного документа после марта в деле больше нет. Те несколько сотен документов, которые имеют на руках адвокаты Савченко, были получены уже после марта. В связи с этим имеется большая вероятность того, что судья решит не приобщать к делу, и адвокаты опасаются этого, поскольку в таком случае их невозможно будет использовать в прениях и они не будут учитываться при вынесении решения. При этом данные документы являются достаточно важными – к примеру, звонки Надежды Савченко ее сестре, звонки руководству «Айдара», которые, по всей видимости, были сделаны после захвата летчицы в плен и до начала обстрела, приведшего к гибели российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина.