Неоднозначная ситуация, в которой оказалась украинская IT-отрасль, привлекает к себе внимание не только общественности, но и потенциальных инвесторов. Мотивируя решение создавшимися обстоятельствами, компании уходят в подполье или меняют место «прописки», об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
Недавно одна из днепропетровских фирм, работающих в IT-отрасли, заявила об отъезде из Украины. Соучредитель компании «908» Андрей Хорсев объяснил, что с осени предприятие работает в офисе, размещенном на центральной площади польского города Вроцлав. Днепропетровский офис компании Хорсев назвал самым любимым, но отметил, что причины переезда общеизвестны и очевидны.
В настоящее время в днепропетровском офисе работает только программа релокейта и юрист. В конце сентября текущего года компанией запущена «программа утечки мозгов», в рамках которой активно вербуются украинские инженеры, готовые к последующему переезду в Польшу. Даже по комментариям в социальных сетях можно понять, что желающих работать в другой стране хватает с лихвой.
Специалисты-айтишники уезжали из Украины за рубеж и ранее, но на протяжении 2014-2015 годов отток зафиксирован на особенно высоком уровне. В октябре текущего года офис норвежской компании Opera принял решение об отправке части сотрудников для последующей работы в Ирландию. В прошлом году компания Luxoft, один из крупнейших на украинском рынке аутсорсеров, сообщила о вывозе на территорию Болгарии, Польши и Румынии около 500 сотрудников, работавших до этого в Украине и Российской Федерации.
Виктор Валеев, директор ассоциации «IT Украины», рассказывает, что случаев переезда компаний из украинских населенных пунктов в другие страны намного больше, чем пишут в прессе. Очень много компаний, которые переезжают, но не желают создавать лишнее напряжение в отношениях с заказчиками, объясняют происходящее, как открытие нового офиса в Европе. Однако «открытие офисов» украинскими компаниями в последнее время превратилось в полноценный тренд.
Садиться на чемоданы или уходить в тень?
Специалисты, работающие в отрасли, признаются, что очень часто можно услышать от заказчиков недоумение по поводу пребывания айтишников в Украине. Клиенты из зарубежных стран довольно часто выражают уверенность в том, что пребывание в Украине сопряжено с огромной и ежечасной опасностью. Картинка из телевизора создает впечатление о том, что Украина является горячей точкой, где вести бизнес затруднительно на протяжении минувших полтора года.
Не слишком позитивно выглядят обстоятельства, создавшиеся в Украине, для международного сотрудничества. Часть государства охвачена войной, в прошлом году над Донбассом упал малайзийский лайнер, имеет место коррупция, бедность населения, девальвация национальной валюты и проблемы с внешним государственным долгом.
Валеев отмечает, что довольно часто крупные заграничные заказчики опасаются форс-мажорных обстоятельств при сотрудничестве с украинскими айтишниками. Поэтому, стремясь сохранить важные заказы, нередко компании выезжают за границу. Пристальное внимание, которое уделяют айтишникам украинские силовики, только придает ускорение миграции талантливых специалистов.
Представители отрасли, с которыми пообщались журналисты, говорят, что отток компаний из Украины обычно происходит в 2 направлениях. Покидают страну как отдельные специалисты отрасли, так и целые компании со стабильным штатом и наработанной клиентской базой. Денис Довгополый, управляющий партнер компании GrowthUP Group, утверждает, что пережившие обыск (особенно с элементами насилия) люди начинают активно искать возможность уехать из государства.
Решаются на переезд специалисты даже тогда, когда смена места жительства сопряжена с некоторым снижением уровня жизни. Ранее, по словам Довгополого, айтишники размышляли об отъезде. В ситуации, когда смена жительства обсуждается долго, обыск в компании представляет собой нечто сродни спускового крючка, они решаются на переезд в другую страну. Объем годового оттока айтишников эксперт оценивает цифрой до 9 тысяч человек, что составляет 10 процентов отраслевых специалистов.
По оценкам Валеева, за минувший год Украину покинуло 3-5 тысяч специалистов IТ-отрасли. Он предполагает, что в ближайшее время цифра может увеличиться. К примеру, если команду покидает старший программист, выезжая за границу, программист и тестировщик, работающие вместе с ним, автоматически остаются без работы. В ближайшей перспективе эти специалисты могут влиться в ряды трудовых мигрантов.
Уйти в теневую сферу IТ-отрасли проще, чем другим индустриям. Поэтому вмешательство государственного руководства в противоборство между силовиками и айтишниками необходимо. Поступления от сферы в государственный бюджет на самом деле довольно значительные. На сегодняшний день эта отрасль остается единственной, в которую продолжают поступать иностранные инвестиции. Однако без наличия соответствующей помощи и поддержки со стороны власти вряд ли большой объем инвестиций, которые айтишники планировали в будущем привлечь, на самом деле попадет в оборот украинской экономики.