О чем в последнее время идут переговоры в Минске на заседаниях Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации в Донбассе? Об этом информационному агентству ""Укринформ" рассказал непосредственный участник переговоров Владимир Горбулин, который возглавляет украинскую делегацию в политической подгруппе.
В. Горбулин – человек, который знает об украинской политике все, ведь он занимал самые высокие посты при всех президентах Украины, был секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, в настоящее время, помимо обязанностей советника президента П. Порошенко, руководит работой Национального института стратегических исследований. Этот человек обладает инсайдерской и эксклюзивной информацией, знает все секреты политического закулисья.
Главная тема – выборы.
Главным вопросом обсуждения на заседаниях Трехсторонней группы является вопрос проведения местных выборов на территории, контролируемой сепаратистами, причем этот вопрос активно обсуждается не только в последнее время, а уже на протяжении многих месяцев, как отмечает В. Горбулин. Позиции сторон сильно различаются. Речь идет даже не о законе Украины о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а об условиях проведения этих выборов. Украине откровенно навязывают пресловутый план Мореля (неоднократно раскритикованный официальным Киевом и расцениваемый украинскими экспертами как абсолютно прокремлевский – Ред.). "Ощущается, - говорит В. Горбулин, - что этот план поддерживает не только Европа, но и Америка. Однако требования представителей самопровозглашенных республик не вписываются ни в Минские соглашения, ни в украинское законодательство. Не может быть в составе Украины инородного образования в виде какой-то автономии или территорий с конфедеративными правами, потому что всю ответственность за них будет нести Киев".
Главный принцип сепаратистов – выборочность.
Представители ДНР и ЛНР яростно отстаивают избирательный подход ко всем положениям проведения выборов. Их избирательность диктуется одним – сохранить себя, любимых, во главе самопровозглашенных республик, как бы они потом ни назывались, причем с железобетонными гарантиями неприкосновенности, как подчеркивает В. Горбулин.
Например, руководители ДНР и ЛНР хотят единолично определять, представителей каких украинских СМИ пускать на освещение предвыборной кампании и сами выборы. Свою позицию они объясняют тем, что многие украинские масс-медиа занимаются разжиганием ненависти к жителям Донбасса, поэтому их появление в самопровозглашенных республиках может привести к серьезным конфликтам. Руководство ДНР и ЛНР не обещает им безопасность и соответствующие условия для пребывания и выполнения профессиональных обязанностей. У любого непредвзятого наблюдателя возникает вопрос: если вы не можете обеспечить безопасность журналистов, то как вы можете гарантировать нормальные условия для проведения предвыборной кампании и выборов? Вы же говорите, что у вас эффективная "народная милиция"!
Аналогичные требования Донецк и Луганск выдвигают и к международным наблюдателям: этих пустим, а тех – нет. Понятно, что при таком выбором подходе к международным наблюдателям говорить о свободных выборах не приходится.
Как голосовать переселенцам?
Одним из важных вопросов проведения выборов на территории ДНР и ЛНР является участие в них вынужденных переселенцев – ведь их количество приближается к 2 млн. человек, а это серьезная часть электората этого региона. Украинская сторона предлагает два варианта: либо переселенцы возвращаются домой и голосуют по месту регистрации, либо голосуют там, где они сейчас находятся. Эти предложения представители сепаратистов воспринимают в штыки. И это понятно, ведь переселенцы в последнее время не находились под их контролем и пропагандой, поэтому как они проголосуют, главарям ДНР и ЛНР не известно. Поэтому первый вариант украинской стороны они отвергают под тем же предлогом, что и со СМИ и наблюдателями: мол, не можем гарантировать их безопасность. А второй вариант их не устраивает, потому что они боятся "подтасовок", хотя за выборами вне пределов самопровозглашенных республик велось бы международное наблюдение.
Столь же нерешаемой проблемой является вопрос о том, кто будет подсчитывать голоса, кто и как будет составлять списки избирателей, кто будет "главным" при проведении выборов. Согласно украинскому законодательству, этими вопросами занимается Центральная избирательная комиссия. Но это не устаивает сепаратистов. Они хотят сделать все сами, силами окружных комиссий в Донецкой и Луганской областях, а представителей ЦИК допустить только на финишном этапе обработки подсчета голосов.
Без украинских партий.
Аналогичный избирательный подход у представителей Донецка и Луганска в отношении украинских политических партий, как отметил В. Горбулин. Они требуют выборов без партийных списков, исключительно по мажоритарному принципу. Свою позицию они объясняют тем, что в ДНР и ЛНР нет партий. Хотя это, мягко говоря, неправда. Есть и официальные партии – та же коммунистическая, есть общественные движения, которые по своему статусу весьма близки к политическим партиям. Сепаратисты боятся не столько БПП или "Самопомощи", сколько "Партии регионов", которая по-прежнему имеет серьезное влияние в тех районах и способна перехватить власть у нынешних лидеров ДНР и ЛНР, как считает В. Горбулин.
Заканчивая интервью, В. Горбулин подтвердил, что никаких переговоров об амнистии боевиков в Минске на последнем заседании Трехсторонней группы не велось. Скорее всего, это был провокационный информационный вброс, чтобы лишний раз накалить обстановку вокруг переговоров в Минске.