Изменения в отношениях между Турцией и Украиной описал Виталий Портников. Он утверждает, что после роста напряженности в российско-турецких отношениях можно ожидать сближения Анкары и Киева. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В тексте своей публикации украинский политолог Виталий Портников поделился впечатлениями от изменения характера украинско-турецких отношений в последнее время. Он констатирует, что недавняя поездка руководителей Меджлиса крымскотатарского народа в Турцию для проведения переговоров является первым серьезным контактом между сторонами после обострения российско-турецких отношений.
Примечательно, что в первые дни после уничтожения турецкими силовиками российского бомбардировщика вряд ли можно было подумать, что ситуация обернется таким серьезным кризисом в отношениях между государствами. Однако выстрел турецких военных, охранявших собственное воздушное пространство, обернулся глубоким кризисом, который, судя по всему, может стать длительным по времени.
Дипломатические старания, надежды и усилия, предпринимаемые с двух сторон, оказались напрасными – вернуть российско-турецкие отношения к уровню, актуальному после начала российской военной операции в Сирии, не удалось. С каждым следующим заявлением президента Путина или главы российского дипломатического ведомства Лаврова только укреплялась уверенность в том, что улучшения отношений между государствами придется ждать как минимум несколько лет. Портников допускает, что смена в настроениях российско-турецких отношений не произойдет вплоть до краха нынешнего российского режима.
Портников отмечает, что поездка в Турцию Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева проходила во время итоговой пресс-конференции российского президента. В ходе мероприятия хозяин Кремля искал как можно более резкие, даже «дворовые» слова для выражения оскорблений в адрес Турции и руководства страны.
Российский президент, по мнению политолога, демонстрировал готовность в будущем игнорировать интересы Турции. Заявление российского президента о том, что о туркоманах (тюркских народностях, населяющих район границы Турции и Сирии) он ничего не знал, вряд ли можно назвать невежеством. В данном случае речь идет об элементарном игнорировании реалий.
По аналогичному принципу можно рассматривать предстоящее появление огромного памятника князю Владимиру в центральной части Москвы. Невежеством эти планы Кремля назвать невозможно, поскольку отсутствие связи между Владимиром и Москвой общеизвестно. К московскому княжеству Владимир никакого отношения не имеет, поскольку во времена пребывания князя на престоле Киевской Руси Москвы еще и близко не было.
Памятник в Москве выполняет ту роль, которая возможна только в этом городе. Монумент является своеобразной демонстрацией претензий не только на чужую территорию, но и историю. Именно поэтому будет установлен в Москве памятник князю Владимиру, даже несмотря на довольно сомнительную связь между историческим персонажем и местом установки монумента.
Каково будущее украинско-турецких отношений?
Турецкие чиновники начинают осознавать, что в будущем Анкаре придется формировать внешнеполитическую повестку без отношений с Россией в ней. Турецкие чиновники понимают, что российский президент сделает все возможное для последующей дестабилизации турецкой государственности создания проблем турецким союзникам. Предел количества пакостей зависит только от ресурсов, которыми располагает Кремль.
В любом случае, официальная Анкара привыкает к мысли о смене характера отношений с Россией. Сейчас турецкое руководство рассматривает возможности отказа от газа из России и занимается поиском у новоявленного противника слабых мест в обороне. Одной из таких точек является аннексированный Москвой Крым. История с непризнанными территориями в российско-турецких отношениях может иметь интересное продолжение.
Вполне возможно, что Турции удастся оказать содействие восстановлению территориальной целостности Кипра, благодаря чему проблема Анкары с односторонним признанием независимости Турецкой Республики Северного Кипра исчезнет. После этого количество возможностей для наказания агрессора у турецкого руководства существенно увеличится. При этом наказать Москву можно будет с экономической и с правовой точки зрения.
Однако для достижения этих целей принципиально важно новое качество отношений между Украиной и Турцией. В создавшейся ситуации Украина является чуть ли не единственным союзником Турции, поскольку Кремль поддает сомнению суверенитет как Украины, так и Турции, а также национальные интересы 2 стран.
В новой повестке межгосударственных отношений важным посредником может выступить Меджлис крымскотатарского народа. Еще до начала Российской военной кампании в Сирии турецкие политики убедились, что формировать достойные условия проживания на родине крымским татарам после аннексии Москва явно не собирается.
Ряд неприятных инцидентов, случившихся с крымскими татарами на территории полуострова, свидетельствует о планах Москвы беспощадно преследовать любую политическую активность или общественную инициативу, которая не прошла предварительное согласование с Кремлем. На территории полуострова, судя по всему, Москва собирается поддерживать только предательство. Подобное отношение к коренному населению заслуживает как минимум наказания со стороны государств, отвечающих за будущее крымских татар.