О кадровых перестановках и реформировании украинской правоохранительной системы рассказал Арсен Аваков. Он утверждает, что сейчас государство не может себе позволить провести одномоментную «утилизацию» старых кадров. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
В рамках интервью глава украинского МВД Арсен Аваков прокомментировал недавний инцидент с назначением на должность главы Национальной полиции Василия Паскала, который занимал высокий пост в МВД во времена беглого президента Януковича. Через несколько дней под давлением общественности Паскал подал в отставку, но вопросы к Арсену Авакову по поводу назначения у граждан остались.
Комментируя ситуацию, министр отметил, что немало есть в украинском обществе умников, которые считают целесообразным постоянное использование в работе только молодых кадров. В то же время условия, в которых оказалась Украина, делают невозможным процесс «утилизации» старых милицейских кадров. Чиновник осознает, что такой ход, однозначно, потенциально принес бы ему хорошие бонусы в виде улучшения общественного мнения.
Аваков называет себя чиновником «пиар-ориентированным» и признается, что при желании может выглядеть очень красивым, вплоть до слез умиления у публики, смотрящей его выступления. Однако в случае «работы на публику» вряд ли стоит ожидать достойных результатов реформирования. В то же время иногда непопулярные решения, невыгодные для имиджа, оказываются самыми результативными.
Так ли страшен Паскал, как его малюют?
В случае с Василием Паскалом, по утверждению Авакова, к человеку, работавшему в правоохранительных органах во времена Януковича, следует присмотреться более внимательно. Министр напоминает, что на должность начальника Управления уголовного розыска МВД Паскала назначил Юрий Луценко в бытность его главой МВД. После прихода к власти Януковича Паскала уволили и попросили вернуться в ведомство только после полного развала уголовного розыска в 2011 году.
Внимания заслуживают и действия Паскала во времена Майдана. Начальник уголовного розыска был единственным высоким милицейским чином, который не побоялся прийти на место убийства 6 майдановцев в Мариинском парке. После осмотра места происшествия по горячим следам преступление было раскрыто, следы вывели на Евгения Жилина, главу харьковского «Оплота». Кроме того, Паскалу с подчиненными удалось установить личности около 200 человек, занимавшихся организацией массовых беспорядков.
Под началом Паскала проведено расследование самых резонансных преступлений неспокойного революционного времени – убийство Вячеслава Веремия из «Вестей», похищение Юрия Вербицкого и Игоря Луценко. Кроме того, правоохранители занимались расследованием избиения Татьяны Черновол и факта выдачи титушкам оружия с милицейских складов. Совокупность этих фактов, а также патриотизм милицейского чиновника, по мнению Авакова, является достаточной причиной для сохранения должности за Паскалом.
В МВД изменения идут, ведомство меняется каждый день – Аваков.
Распространенным мнением в украинском обществе является утверждение о том, что за 2 года пребывания Авакова на должности главы МВД в ведомстве только и сделано, что создание патрульной полицейской службы. Министр констатирует, что мнение это является неверным, поскольку изменения идут непрерывно, но реформирование «всего и сразу» не идет по причине отсутствия у министра волшебной палочки.
Аваков отмечает, что ранее список функций МВД сводился к репрессиям и бизнесу. Сотрудники правоохранительных органов больше старались не наказать преступника, а заставить его заплатить за избежание наказания. Восприятие патрульной полиции как некоего подобия витрины чиновник называет верным.
Однако, кроме витрины, по словам министра, патрульная служба является также аргументом, с помощью которого чиновнику удалось внедрить изменения гораздо более глубокие. Аваков вспомнил, что изначально на законопроект «О Национальной полиции», предусматривающий презумпцию невиновности полицейского, общественность отреагировала весьма бурно. «Подчиняться ментам» украинские граждане не желали, хотя эта норма не является для мировой практики чем-то удивительным.
В развитых странах мира гражданин обязан сначала выполнить приказ полицейского и только после этого имеет право обжаловать решения правоохранителя. С помощью демонстрации на примере качественных изменений полицейских удалось частично стереть барьер между правоохранителями и общественностью. Именно этот ход создал пространство для будущих изменений. Обращает внимание министр на то, что процесс реформирования патрульных и сотрудников других подразделений несколько отличается.
Если патрульного можно пригласить с улицы и обучить необходимым знаниям в короткие сроки, то вряд ли можно это же говорить об ускоренной и качественной подготовке криминалистов, следователей, экспертов, киберполицейских или спецназовцев. Для реформирования этих подразделений приходится искать компромисс между процессом эволюционным и революционным. Изменить предстоит ключевой правоохранительный орган с численностью сотрудников около 300 тысяч человек. Важно при этом вместо структуры «карательно-крышевательной» создать сервисную службу, призванную защищать и служить обществу.