Согласно опубликованному недавно Указу президента Украины, новым послом Украины в ООН вместо Юрия Сергеева, проработавшего там восемь с половиной лет, станет Владимир Ельченко. Украина за последние полтора года стала одной из основных тем, по поводу которой собирались заседания Совбеза ООН для обсуждения ситуации. Теперь Украину выбрали непостоянным членом Совбеза ООН на два года. «Перед отбытием в США Ельченко рассказал «Главкому» о ближайших задачах своей новой должности, и в частности о перспективе миротворческой миссии ООН в Украине», - передает издание «Биржевой лидер».
Ранее Ельченко уже возглавлял миссию Украины в ООН в начале 2000-х, когда страна также была избрана в Совет Безопасности. Позже он работал на других должностях в МИД Украины, а с 2010 до 2015 года был послом в России, за что сейчас получает критику в свой адрес в связи с новым назначением.
Говоря о своей будущей работе, Ельченко отмечает, что с 1 января Украина начнет работать в статусе непостоянного члена Совета безопасности ООН, но пока он еще ожидает встречу с президентом страны. Президент Порошенко после того, как Украина завоевала право быть непостоянным членом Совбеза ООН заявил, что одна из главных задач Украины в новом статусе будет заключаться в возвращении Крыма и оккупированной части Донбасса. Само по себе членство в Совбезе не является механизмом решения этих вопросов. Но можно лучше понимать дискуссии по вопросу Украины, потому что консультации проводятся с участием всех пятнадцати членов. Кроме того, будут возможности больше влиять не только на обсуждение, но и на решения, которые будут приниматься. Как полагает Ельченко, путем переговоров с участием украинской стороны, возможно, удастся постепенно вносить необходимые детали в решения, которые будут рассматриваться.
Как известно, Россия имеет в Совбезе право вето. Украина ранее официально обратилась к ООН с просьбой о развертывании миротворческой миссии. Вопрос обсуждался, но всем понятно, что Россия наложит вето на решение, поэтому оптимизма нет. Но не только сопротивление российской стороны мешает положительному решению. Есть отдельные члены, которые сомневаются, а есть те, кто считает миротворческую операцию слишком дорогой. Хотя финансирование происходит из бюджета ООН, но есть самые мощные страны, которые его наполняют. Звучат аргументы вроде того, что в Украине уже работает мониторинговая миссия ОБСЕ. Тогда Украина, соглашаясь, предлагает сделать интегрированную миссию, то есть к ОБСЕ добавить элементы ООН. Но на это отвечают, что еще не исчерпана эффективность ОБСЕ. «Вот такие проблемы будет легче решать внутри Совбеза», - считает посол. Первое, что он планирует сделать в Нью-Йорке, - задать вопрос при персональном общении с Генсекретарем ООН о судьбе запроса Украины о миротворческой миссии.
Кроме миротворческой миссии ООН, длительное время обсуждалась возможность отправки полицейской миссии ЕС. Говоря о судьбе этой инициативы, Ельченко отмечает, что, по его мнению, это могло бы стать одним из выходов из ситуации. Такое решение было бы легче принять, потому что там нет России и потому что в этом механизме меньше количество элементов. Опять же, для принятия такого решения ЕС нужен консенсус, но его пока нет.
Проблемным вопросом остается выполнение Минских соглашений, их нынешняя редакция прекращает действовать 1 января. Говоря об обсуждении этого вопроса на уровне Совета Безопасности, посол напоминает, что есть решение Совета Безопасности по этому вопросу, утвердившего Минские соглашения. ООН не может подменять собой минский процесс. Большинство стран считают, что перед тем, как вносить туда изменения, нужно выполнить то, о чем достигнута договоренность. Главное из этого - отвод войск, тяжелого вооружения, потом выборы.
Главное - возвращение Украине контроля над государственной границей с Россией. А для этого оттуда нужно вывести силы, которые занимают эту территорию. Для стран, которые далеки от Украины, детали соглашения не так интересны. С другой стороны, в ООН еще мало информации о реальной ситуации в Украине и ситуации с выполнением Минских соглашений. Именно этой работой следует заниматься делегации Украины, чаще говорить об этом, доводить эту информацию до партнеров. Этот процесс должен быть более систематическим, и такие рычаги даст членство в Совете Безопасности ООН. Можно будет с трибуны регулярно рассказывать об этом партнерам.
Лучшим предложением было бы развертывание миротворческой операции. Тогда будет механизм контроля этого процесса. На сегодня миссия ОБСЕ этим занимается, хотя сегодня ее пустили на оккупированные территории, а завтра - нет. Она не обладает реальной ситуацией вдоль границы, полностью эти функции она выполнить не в состоянии. В Совете Безопасности ООН это понимают, но надо учитывать, что любой конфликт быстро не прекращается. Есть конфликты, которые тянутся десятилетиями.
«Кроме того, следует продолжать диалог в рамках Будапештского меморандума», - считает Ельченко. Надо пытаться использовать тот механизм, который заложен в этом документе. У Украины есть право на как минимум проведение консультаций с привлечением всех участников-подписантов этого документа. Такие консультации не проводились. Украина обращается ко всем сторонам, которые подписали меморандум, и будет обращаться к ним в рамках ООН, чтобы хотя бы попробовать этот механизм запустить. С одной стороны, все говорят, что выполняют свои обязательства по Будапештскому меморандуму, кроме России, а в то же время ничего не происходит.