По мнению Константина Матвиенко, эксперта Корпорации стратегического исследования "Гардарика", конфликт, возникший между Россией и Турцией, дает шанс Украинской Православной Церкви КП. Более детально мнение эксперта относительно того, какой шанс получает украинское православие в свете конфликта, возникшего между Москвой и Анкарой, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Константин Матвиенко в своей статье, опубликованной изданием "Крым.Реалии", напоминает, что на следующий день после того, как пилот турецких ВВС сбил бомбардировщик ВКС РФ, в Стамбуле должна была состояться презентация изданной на турецком языке книги патриарха Кирилла "Свобода и ответственность", однако с учетом инцидента мероприятие пришлось в экстренном порядке отменять. В системе непростых отношений между Вселенским и Московским патриархатом, определяющим местом в которых является так называемый "украинский вопрос", межгосударственные отношения между Российской Федерацией и Турцией играют очень важную роль.
В своей деятельности оба патриарха – и вселенский, и московский – обязательно должны учитывать позиции этих стран. В Турции это определено на законодательном уровне – в этой стране служители церкви являются государственными служащими, тогда как в РФ православная церковь является только лишь "церковным ведомством", административной составляющей "самодержавия, православия, народности" – пресловутой трехкомпонентной формулы, озвученной в свое время графом Сергеем Уваровым.
В условиях, когда Турция переживала дефицит понимания собственных геополитических интересов со стороны своих западных партнеров, в первую очередь со стороны Израиля и Европейского Союза, а также преодолевала внутреннее давление динамических нацменьшинств, официальная Анкара рассматривала Российскую Федерацию как своего альтернативного геостратегического партнера, а также как рынок сбыта для турецких товаров и весьма приличный источник доходов, получаемых с денежных российских туристов.
По мнению россиян, данные экономические и геополитические обстоятельства вынудят Турцию терпеть все выходки Москвы и заставят Анкару закрывать глаза на явное пренебрежение территориальным суверенитетом и поддержкой террористических группировок, напрямую угрожающих турецкой безопасности. Напряжение в отношениях между РФ и Турцией возникло еще после аннексии Крымского полуострова, однако спусковым крючком, давшим старт цепной реакции обвала отношений между двумя странами, стал как раз инцидент с российским военным самолетом.
Изменение политики Турции непременно отобразится и на церковном "украинском вопросе".
На этом фоне Анкара уже изменила свою позицию во взаимоотношениях со странами Запада по вопросам, решение которых не удавалось найти на протяжении многих лет – в частности, уже объявлено о достигнутой договоренности с Израилем по поводу возвращения послов. Появилась также информация и о преодолении казавшихся непреодолимыми проблем, возникших в процессе объединения Кипра, а также о прессе в решении вопроса со вступлением Турции в Европейский Союз.
Изменение внешней политики Турции непременно найдет свое отображение и в церковном "украинском вопросе" – в частности, Анкара уже не будет оказывать давление на вселенского патриарха. Он и раньше не признавал Украину как каноническую территорию Московского патриархата, а теперь и вовсе может признать за Украинской православной церковью статус поместной церкви.
Основным препятствием на этом пути продолжает оставаться разделение украинского православия на два патриархата – на Киевский и на Московский. Одновременно с этим стоит учитывать, что Киевский патриархат так и не был признан другими поместными церквями. Мировое православие, невзирая на тот факт, что в настоящее время позиция московской церкви в Украине является абсолютно лояльной к российскому агрессору, и она полностью поддерживает Кремль в совершении тем военных преступлений и преступлений против человечества, до сих пор отказывается понять украинских христиан, которым их совесть просто не позволяет и дальше сохранять верность Московскому патриархату.
Главное слово сегодня остается за вселенским патриархом – именно он может признать канонический статус Киевского патриархата. В Украине от Московского патриархата отходит все больше прихожан и приходов, и все больше православных украинцев признают себя принадлежащими как раз к Киевскому патриархату. Более того – в Украине проводятся весьма активные кампании, направленные на запрет деятельности в стране Московского патриархата, а также изъятия из пользования МП главных украинских церковных святынь. В качестве ответного шага церковные агенты Кремля не стесняются применять откровенный бандитизм в отношении как священников Киевского патриархата, так и прихожан, не желающих оставаться в лоне московской церкви.
В сложившихся обстоятельствах Вселенский патриархат, представляющий собой для Киевского престола церковь-мать, не только имеет право активизировать процесс, определяющий поместный статус УПЦ КП – он просто обязан это сделать, и первым шагом, сделанным в данном направлении, могло бы стать заявление вселенского патриарха об отсутствии у Московского патриархата канонических прав претендовать на участие в процессе предоставления такого статуса.