Политическая воля, которая была проявлена в критический момент для страны, перестала проявляться во время некоего военного затишья - реформы сразу забуксовали, отмечает представитель Проектного офиса реформ украинского Минобороны М. Колесников, пишет издание ЛИГА.
О реформах Минобороны.
Какие же стратегические итоги в реформе Минобороны достигнуты в прошлом году? Главный результат - это полное осознание госвластями того обстоятельства, что без опытных гражданских специалистов не будет оперативного решения тех проблем, которые считались годами нерешаемыми, и активное вовлечение отечественных волонтеров и бизнесменов - профессионалов в работу министерства. Привлекая еще в начале текущего года в МО Волонтерский десант, власти поддались запросу общества на самое быстрое решение многих острых вопросов по обеспечению армии, с которым волонтеры куда лучше справлялись, нежели формально отвечающие за это генералы и офицеры тыловых служб. При этом не ставилась фактически задача полноценного стратегического реформирования ведомства – здесь скорее Волонтерский десант виделся своеобразной пожарной командой, которая была должна сделать свое дело и сразу уйти.
Но анализ первопричин масштабного развала всех служб, к которому в министерстве пришли к началу войны на Донбассе, показал острую необходимость перемен, в результате чего в структуре МО сразу появился отвечающий за реформирование замминистра, Совет реформ, а еще и Проектный офис реформ. Фактически, был избран путь "маленьких побед", который был должен показать настоящую состоятельность реформаторов, стать своеобразной успокоительной микстурой для общества и при этом пропуском к стратегической деятельности.
Именно благодаря отчаянному стремлению к эффективности и были достигнуты определенные результаты в тактической области. А именно - внедрены специальные электронные закупки, благодаря которым финсчет сэкономленных для госбюджета средств идет сразу на сотни миллионов гривен, сформирован инновационный Центр разработки материального обеспечения ВСУ, внедряющий стандарты НАТО в обеспечении армии и разрабатывающий техусловия для экипировки, снабжения, питания, разработана и протестирована в частях новейшая система питания, внедрена сразу в нескольких госпиталях информационная медсистема, проведен аудит предприятий и при этом разработана система по управлению имуществом Минобороны, разработана Логистическая доктрина для ВСУ.
Но противоречия именно со старой бюрократической системой никак не сняты, ее влияние совсем не исчезло, а к стратегическим вопросам по реформированию на уровне внедрения не приступал пока никто. Печально, но работа реформаторов начинает напоминать лишь яркую полировку для облезшего корпуса старого "запорожца", отмечает эксперт, информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
В чем же заключаются причины такой ситуации и есть ли вообще возможность ее переломить в новом 2016 году? Первая самая важная причина - это пресловутая политическая воля высшего руководства страны проводить реформы и менять укоренившуюся старую систему. Проявленная в критический для государства момент, эта воля проявляться перестала во время относительного военного затишья. В результате ротация кадров происходит медленно и ограниченно. Показательный факт, что проект по реформированию структуры министерства, предоставленный одной известной американской консалтинговой компанией в качестве абсолютно бесплатной помощи для Украины, составлен без учета персоналий исключительно на основе опыта армии Штатов, был замыслен фактически рабочей группой министерства, к самой работе которой присоединилось больше сорока высших офицеров и генералов, почуявших явную перспективу потери своей должности и влияния. В итоге большую часть структурных подразделений возглавляют и наполняют все еще люди, которые МО и армию довели до позорного состояния начала весны 2014 года.
Вторая важная причина - это отсутствие должного финансирования реформ. Изменения очень нуждаются в деньгах, как на проекты и программы, так и на оплату опытных специалистов. И хотя существует поистине активная поддержка части бизнеса и общества, выражающаяся в деньгах, оргтехнике, лицензиях на ПО проектов, материалах и оборудовании, но в сравнении с объемом перед реформаторами стоящих задач эта помощь явно недостаточна. Все необходимые бюджеты предоставлены могут быть лишь на госуровне. Что до зарплат, то здесь существует популистская позиция некой части общества, что в реформах ожидает неоплачиваемого труда отечественных волонтеров. Такую позицию подогревают и многие противники реформ, получающие смешные зарплаты госслужащих, при этом позволяя себе роскошные авто, путешествия и недвижимость за счет серых схем.
Возможно, МО ожидает смена т. н. волны реформаторов, когда вслед за первой их генерацией обязательно придет вторая, которая имеет возможность себя содержать за счет бизнеса и в реформы инвестировать личные финсредства. Возможно, все в последний момент изменится, и деньги будут найдены. Пока же реформаторская команда пребывает в ситуации крайней неопределенности, отмечает М. Колесников.
Автор: Виталина Тарасова