Степан Полторак пришел на должность главы Минобороны Украины с должности командующего внутренними войсками МВД более года назад. За это время для украинской армии были непростые моменты в ходе АТО, ситуация в противостоянии до стих пор остается нестабильной. Однако одним из главных моментов деятельности Полторака на министерской должности остается реформирование ВСУ и в целом укрепление боеспособности, придание армии современного вида. «Об этом министр рассказал в интервью «Українським новинам», - передает издание «Биржевой лидер».
Один из основных вопросов, который интересует многих украинцев - когда украинская армия сможет в полной мере соответствовать «натовским» стандартам и когда Украина сможет стать членом Альянса. По этому вопросу Полторак отмечает, что в Украине существует не совсем верное представление относительно стандартов НАТО. Основой вооруженных сил членов Альянса является принципиальный подход к формированию, а не стандарты. Там существуют единые принципы формирования и четкое разграничение системы контроля и разделения функций, а также системы управления и подготовки. А вот структура может различаться, как индивидуально может определяться распределение функций.
Относительно стандартов в украинской армии ведется серьезная работа. Как признается министр, он изучил опыт многих стран, и теперь у него есть четкое понимание, какой должна быть внедряемая структура. Что касается сроков, необходимых для приведения соответствующих стандартов и принципов построения армии для того, чтобы претендовать на членство в НАТО, то, по мнению Полторака, это возможно сделать в течение 3-х лет при наличии необходимого финансирования. В целом для реформирования Вооруженных сил необходимо больше времени - примерно до 5 лет, потому что сменить нужно практически все. Ситуация, конечно, осложняется наличием боевых действий. Однако уже удалось спланировать работу, и программа реформ находится на завершающей стадии, так что в первые месяцы этого года она будет готова к презентации.
Много говорилось ранее о военной помощи Украине, в том числе летальным оружием. По этому вопросу Полторак отмечает, что, конечно, каждое государство самостоятельно решает, какую помощь оно готово предоставить, но американское правительство летальное оружие не поставляет, а вот остальная помощь очень чувствительна. Украинская армия нуждается в новых вооружениях, поскольку техника, имеющаяся на вооружении, устаревает. В последние пару лет начали создаваться новые конструкторские бюро, отечественная военная промышленность выдает новые образцы техники. Впервые получится заказать свои самолеты, новые танки «Оплот», которые лучше по техническим характеристикам, чем российские. Пока ни одного такого танка в ВСУ нет. Эта техника сразу же приводится к «натовским» стандартам. США дают много иной помощи – обучают, помогают медицинским оборудованием, обеспечивают радарами. Они хотят помочь в построении нормальной армии, которая смогла бы защищать государство.
Тесное сотрудничество позволяет учиться и обмениваться опытом. В плане сближения со стандартами НАТО большие надежды возлагаются на создание украино-польско-литовской бригады. В руководство этой бригады вошли 18 украинских офицеров. В наступившем году планируется проведение в составе бригады практических учений, которые позволят быстрее перейти на стандарты НАТО. На территории Украины к учениям планируется привлечь свыше 22 тысяч человек. Около двух третей будут украинские военные, остальные - иностранцы. Проходить учения будут в разных учебных центрах и позволят усовершенствовать подготовку личного состава, а также органов управления и штабов.
Денег много не бывает, но министр доволен оборонным бюджетом.
Министр обороны доволен выделенным правительством бюджетом на оборону. Для того чтобы проводить широкие реформы, нужны большие деньги. Экономике сложно нести такие траты. Конечно, на все армии денег не хватит, их никогда не хватит. Но тем не менее Полторак признает, что доволен бюджетом, он получается примерно 55 млрд. гривен. Это позволит обеспечить подготовку личного состава ВСУ и развивать технику. Что касается финансового обеспечения военных, то министр признался, его личная зарплата составляет 18 тысяч гривен. Однако, если бы он хотел заработать, то пошел бы не в армию. В ситуации на данный момент деньги не могут быть главными, особенно с учетом войны. Кроме прочего, уровень зарплат остальных военных не дает ему морального права требовать для себя большей зарплаты.
Реформы должны коснуться и учета военнообязанных. Для этого фактически есть программное обеспечение. Планируется реорганизация военкоматов, в том числе и система учета мобилизационного ресурса. Реформа начнется с Одесской области, где есть сейчас все новое и современное. Что касается перспектив отмены срочной службы, то, как напоминает Полторак, такие эксперименты уже проводились раньше и, как оказалось, почти целое поколение мужчин оказалось не готовым стать защитниками страны. Срочная служба необходима для подготовки мобилизационного ресурса. Так что, по глубокому убеждению министра, призыв отменять не нужно. Но правильно, что увеличен призывной возраст с 18 до 20 лет. Эти молодые люди уже не школьники, а сформировавшиеся личности. Заявления о полном переходе на контрактную армию Полторак считает популистскими. Контрактная армия никогда не сможет выиграть войну, и к мобилизации в любом случае придется прибегнуть во время активизации боевых действий. Контрактники могут лишь стать основой большой армии в случае войны.