Прошедший год для Украинского государства стал поистине показательным именно в плане активного информационного противодействия. За это время страна смогла сформировать целую систему реагирования на разные информационные угрозы. Пускай не идеальную, которая стать могла бы противовесом в пресловутой информационной войне России против Украины, но она продолжает работать. "Об этом заявляет В. Гусаров, эксперт современной информационной безопасности", - говорится на сайте "Информационного сопротивления".
Система информационного противодействия сформировалась из 2 составляющих – частного, а также государственного элементов. Среди госструктур самой показательной является деятельность Мининформполитики, которое подвергалось острой критике при каждом удобном случае. На первом году работы данное министерство сосредоточилось на современной деятельности журналистов в зоне АТО и постепенном восстановлении покрытия теле- и радиоканалами оккупированных регионов, информационном обеспечении зарубежной и отечественной аудитории.
Заработали каналы иновещания и общественного телевидения, чего в Украине раньше вообще не существовало. Хотя в самом контексте реагирования на пресловутые информационные угрозы внутри страны в прошлом году украинский мининформ может мало чем похвастаться: госструктура оказалась слабоманевренной и сильно привязанной к заявленному еще в начале года госбюджету – 4 млн. грн. Именно скудное финансирование данного министерства часто приводилось как основной аргумент его небольших достижений.
Негосударственный элемент сегодняшнего информационного противодействия является представленным десятками функционирующих волонтерских организаций и частными информагентствами. Главнейшей их задачей в контексте массового информационного противодействия является вскрытие замыслов кремлевских информационных акций, анализ и оперативное распространение исключительно объективной информации. Каждый из данных субъектов пытается более явно действовать в общем информпотоке Украины, используя свои собственные ресурсы. Определенно положительной чертой для создания системы реального информационного противодействия на территории Украины стала попытка объединить усилия государственной и непосредственно негосударственной составляющих. "Об этом говорит г-н В. Гусаров", - информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Как Украина должна защищаться в условиях информационной войны?
Первое: создание исключительно надежной системы полноценного информирования зарубежной и украинской аудитории. Наиболее свежий пример – масштабная провокация в сфере информации с применением разных военных средств в Коминтерново в конце декабря. Она наглядно показала низкую способность медиа страны оперативно реагировать на аналогичные случаи. Официальные заявления со стороны военного ведомства были озвучены спустя несколько дней, когда уже "гуляли" слухи с тезисами России.
Второе: информационные интернет-ресурсы Украиной используются неохотно. Однако нужно помнить, что Интернет – это третье по приоритету СМИ после традиционных телевидения и радио. Так, украинские соцсети (druzi.org.ua, ukrface.net и др.) среди украинцев не популяризируются. Многие граждане продолжают пользоваться только российскими ("Вконтакте", "Одноклассники") или всемирными (Facebook, Twitter) соцсетями. Кроме того, большинство украинских новостных web-страниц и порталов не имеет полноценной иностранной версии, что их делает недоступными для западного пользователя современным интернетом.
Третье: в стране, как никогда, требуется развитие дальнейшего информационного направления т. н. "мягкой силы" – создание стратегического информационного продукта. Общество нуждается в телесериалах и о героях Украины, подвигах во время защиты от российской агрессии, и просто о сегодняшних украинцах, которыми сильно гордится страна. К тому же не используется театральное и изобразительное искусство, проза, поэзия и музыка.
Четвертое: Украина определенно недостаточно использует ресурс своеобразной "публичной дипломатии" как внутри самого государства, так и за границей. Это общественные организации страны, диаспоры, информцентры или землячества. Такой элемент в последнее время является отличным инструментом для формирования реального мнения об Украине за рубежом и на оккупированных регионах.
Пятое: в Украине за прошедший год стали определенно меньше разговаривать об информационных операциях соседней России. И это считать можно основной информационной угрозой, ведь информационное влияние Кремля не прекратилось. Медиа-мероприятия РФ просто стали явно другими и меньше агрессивными. В украинском медийном сознании разные информационные операции Москвы ассоциироваться стали с активным ведением боевых действий: если никто не стреляет – значит, также нет и информационных операций. Это логика заблуждений, принятая украинскими медиа. Одновременно с этим украинский информпоток забивался разными текущими событиями, которые раздувались искусственно до резонансного уровня. Медиа переключились очень быстро для освещения именно политической жизни Украины.